«Уральский рабочий», Маргарита Вашляева пишет: «Выдавим рейдеров с Урала!» — призывают силовики, в то время как рейдеры режут мясокомбинат»

1 декабря 2006 (10:56)

В среду сотрудники правоохранительных органов УрФО под руководством высоких чинов из МВД России распространяли «среди себя» опыт борьбы с незаконным захватом собственности (рейдерством). И ровно в то же самое время в Чкаловском районе Екатеринбурга шел захват пищевого гиганта — Екатеринбургского мясокомбината (ЕМК).

События разворачивались в лучших традициях жанра! Восстановим хронологию. 28 ноября часа в три дня группа лиц в сопровождении вооруженных людей проникла на комбинат, захватила приемную и несколько кабинетов заводоуправления по адресу Титова, 19. Гости немедленно изъяли самые важные печати. Затем они собрали первых лиц завода, юридическую службу и предъявили им рукописный протокол собрания акционеров, согласно которому прежний директор ЕМК Владимир Марценюк от должности отстранен, а вместо него назначен новый — Федор Гафнец.

Сотрудники Чкаловского РУВД, прибывшие на завод по вызову работников предприятия, нарушений правопорядка не обнаружили, но остались там дежурить, дабы предотвратить силовое столкновение сторон. Вечер и ночь свергнутое и новоявленное руководство ЕМК провели за переговорами. А в восемь утра следующего дня на территории предприятия появилась группа людей — человек 20, назвавших себя «контролерами режима». Эти личности сейчас фактически управляют производственным процессом и контролируют активы ЕМК.

Потерпевшая сторона подала иски в районную прокуратуру, заявления о краже печатей — в РУВД открытые письма — полпреду, губернатору, зампредседателя областного правительства, мэру Екатеринбурга.

А между тем конвейер на ЕМК не остановлен. Люди работают, но волнуются, получат ли они зарплату. И вообще — что дальше будет?..

Разберемся по понятиям

Рейдерство — модное словечко, которое с английского переводится как «налет, набег, захват». В стародавние времена рейдеры и каперы (по существу — пираты) покупали у монархов, например Англии и Испании, лицензии на право грабить чужие колонии и города. В наше время рейдерством называют «незаконный, насильственный захват имущественных комплексов юридических лиц» (предприятий, производственных мощностей, активов, брэндов и так далее).

У нас такое началось в середине 90-х, и в первую очередь, естественно, в самом лакомом для пиратов регионе — в Москве и Подмосковье. Но Урал если и отставал, то ненамного. В настоящее время Уральский н Северо-Западный регионы называют чуть ли не заповедником рейдеров, где они чувствуют себя вольготно.

Здесь следует оговориться. Есть в бизнесе такие явления — слияние и поглощение предприятий, компаний и так далее. Это законные экономические процессы. Например, один собственник, не сумев добиться от предприятия прибыли, продает его тем, кто надеется добиться больших успехов. Или несколько предприятий объединяются, так как вместе смогут действовать на рынке и выстроить производственный процесс гораздо эффективней.

Однако смены собственника и/или менеджмента должны происходить при строгом соблюдении закона. Но это невозможно, если нет согласия существующего собственника! И вот тогда за дело берутся рейдеры или, как их иногда изящно называют, «специалисты по недружественным поглощениям».

Первый бой мы уже проиграли

Судьба сыграла злую шутку! И с кем — с теми, кто по определению и по роду деятельности грудью стоит на защите прав личности, гражданского и бизнес-сообщества от преступных посягательств. В среду днем одни журналисты слушали признания милицейских полковников и подполковников в том, что к первой атаке рейдеров на Урал работники правоохранительных органов — от младшего до самого высшего звена — оказались не готовы, то есть первый этап фактически упущен. Как-то автоматически додумываешь: но вот сейчас-то они извлекли горький опыт, выработали противоядие, не утрачивают бдительности.

Но в это время другие журналисты на Титова, 19—у ворот Екатеринбургского мясокомбината (ЕМК) — своими глазами наблюдали то самое явление, приемы борьбы с которым оттачивали оперативные сотрудники, следователи, прокурорские работники Уральского федерального округа. Если честно, хотелось быть там. Еще больше хотелось, чтобы там были и полковники.

Интересно, как бы они объяснили, что рядовые сотрудники милиции на ЕМК. «не зафиксировали нарушений правопорядка». А пропажа печатей? А нахождение в заводоуправлении посторонних?

Тем не менее, нельзя обвинять милицию в слепоте и бездействии. С начала текущего года в стране возбуждено 458 уголовных дел по незаконным захватам. Нарабатывается опыт, а тот, что уже имеется, анализируется... Выпускаются брошюры «для внутреннего употребления» с описанием наиболее успешных и показательных примеров раскрытия рейдерских захватов. В МВД России недавно создан отдел в сфере противодействия посягательствам на права акционеров и собственников ОРБ № 8 Департамента экономической безопасности (таково официальное название подразделения) — это они держат руку на пульсе российского рейдерства. Специальную следственно-оперативную группу вышеуказанного профиля создадут и в Свердловском ГУВД.

То есть что-то делается...

Тотальный рейд

Заместитель начальника следственного комитета при МВД России полковник юстиции Юрий Алексеев в феврале этого года признался одному из изданий: в Российской Федерации идет стабильный рост незаконных захватов предприятий. Особенно опасно, когда целью захвата становится градообразующее предприятие, обеспечивающее основную часть местного населения рабочими местами. Ведь бандитам тот заводик нужен не для того, чтобы развивать производство и обогащаться честным трудом! Захватчики, как термиты, опустошают, просто разносят все в пух и прах и скрываются... В лучшем случае — перепродают неизвестно кому за деньги, а работники идут по миру...

Рассказывают страшные истории про рейдеров! В Подмосковье одно время пошла мода иметь поместья гектаров так по 200— 250. А кто владельцы таких земель? Колхозы и тому подобные организации, поймать которые на юридическом несовершенстве уставных документов или тому подобном — не проблема для изощренного преступного ума, подкрепленного алчностью коррумпированных чиновников. И захватывали в массовом порядке земли, вырезали стада — сот-нн крестьян оставались без куска хлеба!

И потому действительно тревожно за судьбу Екатеринбургского мясокомбината. Во-первых, там аммиак для холодильников: его нужно хранить ответственно, иначе может быть отравлен прилегающий район города. Во-вторых, ЕМК — крупный поставщик мясной продукции по всей России, не только по области. На носу новогодние праздники, а монопольный производитель твердо- и сырокопченых колбас пребывает в неуверенности за завтрашний день. Но если потребители рискуют лишь остаться без любимой колбаски к праздничному столу, то работники комбината опасаются, как бы им не встретить тот же праздник в статусе безработных. Предприятие большое (примерно 1700 человек), и если на бирже труда будет столь обширное «пополнение», это может стать проблемой всего мегаполиса.

Не только силовики — ученые и журналисты занимаются разработкой этой темы. В одном из следующих номеров мы продолжим разговор о рейдерстве. А пока — что-то будет с ЕМК.?..


Другие материалы по теме: