Состояние экономической преступности в Свердловской области

30 июля 2001 (13:30)

I. Отличительной особенностью экономической преступности является высокая латентность, что обуславливает необходимость выявления противоправных проявлений данной категории. В связи с этим изменения ее структуры определяются как экономико-криминогенными тенденциями, так и приоритетами в правоохранительной деятельности.

В настоящее время к первоочередным задачам органов внутренних дел относится выявление прежде всего тяжких преступлений, наносящих существенный ущерб ключевым отраслям и объектам экономики, защита прав собственности всех форм, наведение порядка в бюджетной системе, борьба с коррупцией, подрыв экономических основ организованной преступности. При этом недопустимо необоснованное вмешательство в экономические отношения.

В результате принимаемых мер по реализации указанных требований Президента и МВД России в т.г. в Свердловской области выявлено 5514 преступлений экономической направленности (+ 14,6 %), в т.ч. 2981 - компетенции криминальной милиции (+ 21,4 %), т.е. тех, по которым предварительное следствие обязательно. На 23,8 % возросло количество выявленных тяжких и особо тяжких преступлений (2001), на 44 % - совершенных в крупном и особо крупном размере (537). Направлены в суд уголовные дела по 1478 экономическим преступлениям компетенции КМ (+16,3%).

Выявлено 1765 преступлений против собственности (+20,1 %), 559 - в сфере экономической деятельности (+32,2 %), 938 - в кредитно-финансовой системе (+49,8 %), 758 - на потребительском рынке (+56 %), 77 - в сфере внешней экономики (+220,8 %), 126 фактов незаконного оборота валютных ценностей (+22,3 %).

Выявлено 285 экономических преступлений, совершенных группой лиц и по предварительному сговору (+ 17,8 %). В суд направлено 350 уголовных дел по преступлениям данной категории (+13,6 %). К уголовной ответственности за совершение групповых экономических преступлений привлечено 384 лица (+6,4 %), в т.ч. 41 член организованной группы (+ 70,8 %).

Сумма установленного материального ущерба по оконченным производством уголовным делам превысила 421 млн. рублей, что в 3,7 раза больше аналогичного показателя прошлого года, возмещен ущерб на сумму более 250,6 млн. рублей (в мае 2000 г. - 88,3 млн. руб., рост - в 2,8 раза).

Возросла раскрываемость экономических преступлений, достигнув 92,7 %.

Особое внимание уделяется пресечению экономических и коррупционных проявлении в бюджетной системе, в т.ч. связанных с незаконным использованием государственной собственности.

В т. г. разработан межведомственный план совместных мероприятий по противодействию коррупции, в соответствии с которым создана постоянно действующая рабочая группа с участием сотрудников прокуратуры, ГУВД, УБОП и УФСНП.

Принимаемые меры позволили несколько увеличить количество выявленных преступлений против государственной власти и интересов государственной службы (160; + 8,1 %). Задокументированно 84 факта взяточничества.

Вскрыто 629 преступных посягательств на объектах бюджетного финансирования (+ 14,4 %). По оконченным уголовным делам возмещен материальный ущерб на сумму 69,8 млн. рублей (за аналогичный период прошлого года - 9,5 млн. руб.), возмещение составило 154,2 %.

Должностные преступления выявляются практически во всех сферах бюджетного финансирования. Возбуждены уголовные дела в отношении целого ряда руководителей и сотрудников учреждений здравоохранения, образования, властно-распорядительных и контролирующих органов.

Выявлены социально опасные экономические и коррупционные преступления, наносящие существенный ущерб бюджету и экономике области.

Так, в одном из районов области пресечена деятельность организованной группы с участием высокопоставленных должностных лиц, совершавшей преступления на территории Свердловской и Пермской областей, а также республики Башкортостан, ущерб от которых составил 22 млн рублей. Расследование ведет окружной Следственный комитет.

В другом муниципальном образовании вскрыты факты злоупотребления должностными полномочиями, получения взяток, служебного подлога, присвоения вверенного имущества и мошенничества с участием руководителей и сотрудников администрации. В ходе ревизии КРУ МФ РФ и оперативно - розыскных мероприятий установлено незаконное проведение взаимозачетов с использованием бюджетных средств на сумму 3,8 млн. руб., нецелевое расходование государственного кредита в размере 1.5 млн. рублей, нанесение ущерба бюджету на сумму около 2 млн. рублей. Расследование проводит ГСУ при ГУВД.

Задокументирован факт передачи взятки в виде автомобиля УАЗ директору совхоза со стороны руководителя государственного унитарного предприятия за оформление фиктивных бухгалтерских документов для сокрытия хищения материальных ценностей стоимостью 1,5 млн. рублей, выделенных за счет федерального бюджета на нужды агропромышленного комплекса.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,5 раза возросло количество выявленных фактов коммерческого подкупа (39).

Так, расследуется уголовное дело по фактам неоднократной передачи незаконных вознаграждений директору филиала коммерческого банка на общую сумму 100 тыс. рублей за выдачу заведомо невозвратных кредитов в размере 670 тыс. рублей по фиктивным залоговым документам.

Возбуждено уголовное дело в отношении директора фабрики, который из личной заинтересованности перечислил подставным фирмам 5 млн. рублей за фиктивные работы.

Вскрыт целый ряд фактов коммерческого подкупа, связанных с предоставлением в аренду помещений и земельных участков, а также - с получением незаконных вознаграждений работниками охранных структур за содействие в совершении хищении с охраняемых объектов.

В частности, в процессе приватизации одного из заводов его бывший генеральный директор, используя служебное положение и подложные документы, присвоил находившиеся в федеральной собственности акции на сумму 3.5 млн. рублей.

В ходе приватизации государственного предприятия ген. директор присвоил и незаконно передал в частную собственность третьим лицам пакет акций в размере 16 %.

В общей сложности за истекший период т.г. выявлено 108 преступлений в сфере приватизации (+ 44 %).

Для пресечения коррупционных проявлений, связанных с неправомерным использованием государственной собственности, в текущем году инициативно разработан и осуществляется комплекс целевых мероприятий. К его реализации привлекаются сотрудники УМНС, УФСНП, прокуратуры и иных заинтересованных ведомств.

В последнее время все большее распространение и масштаб приобретают мошеннические действия, направленные на неправомерном получение из бюджета денежных средств в качестве возмещения якобы излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость или ее возврата в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

При этом используются схемы ложного экспорта, многократного предъявления документов об экспортировании одного и того же товара различными структурами, искусственного завышения размеров подлежащего возврату НДС за счет включения в операционную цепь подставных предприятий. Осуществляются мнимые многоступенчатые сделки с проведением расчетов необеспеченными векселями.

Во взаимодействии с налоговыми и таможенными органами проверяются 73 сомнительных экспортных операции, связанные с последующим предъявлением требований но возмещению НДС на общую сумму 688 млн. рублей.

Семь предприятий добровольно отказались от требований по возмещению НДС на сумму 19,5 млн. рублей.

По 6 материалам Прокуратурой области возбуждены уголовные дела но фактам попытки совершения мошенничеств в особо крупном размере, которые переданы на расследование в ГСУ при ГУВД. Совокупный размер предотвращенной выплаты составил 33 млн. рублей.

Кроме того, на основе проверочных материалов ГУВД областной прокуратурой возбуждены уголовные дела по фактам незаконного требования 36 предприятиями-экпортерами возмещения из федерального бюджета НДС в сумме 133,5 млн. рублей.

В связи с особой опасностью такого рода посягательств решается вопрос о создании специализированных постоянно действующих межведомственных групп с участием сотрудников ОВД, налоговых и таможенных органов для проведения комплексных проверок всех сомнительных заявлений о возмещении НДС в крупном размере,

Финансово-кредитная система Свердловской области по-прежнему является одной из наиболее пораженных экономической преступностью.

Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность, возрастают профессионализм и масштабность преступных явлений.

С каждым годом правоохранительные органы области сталкиваются со все более изощренными видами преступлений: 1992 г, - поддельные чеки "Россия", 1993-1994 г.г. - фиктивные кредитовые авизо, с 1995 г. - использование локальных компьютерных сетей коммерческих банков с целью хищения денежных средств, 1996-1997 г.г. - мошенничества на фондовом рынке в отношении корпоративных клиентов; с 199S г - преступления с использованием пластиковых банковских карточек, с 1999 г, - несанкционированный доступ в глобальную сеть Интернет, с 2000 г - незаконные действия при банкротстве.

В настоящее время мошенники стали активно изготавливать и сбывать поддельные векселя Сбербанка России.

Так, в ходе реализации материалов УБЭП КМ ГУВД возбуждено уголовное дело по факту сбыта поддельного векселя Сбербанка РФ на сумму 270 тыс рублей и попытки сбыта аналогичного векселя с номиналом 510 гыс, рублей. Установлены 3 лица. причастные к их изготовлению и сбыту. которые в феврале т.г. признаны виновными, в совершении вышеуказанных преступлений судом Кировского района г. Екатеринбурга. Ущерб возмещен полностью.

Выявляются новые виды преступлений с использованием компьютерных технологий, пластиковых карточек, в т.ч. совершенные с участием работников банковских учреждений.

Так, изобличена преступная группа, похитившая из банкоматов с помощью пластиковых кредитных карточек более 1.5 млн. рублей. Предотвращено хищение на сумму около 11 млн. рублей. Члены группы приговорены к 6 и более годам лишения свободы. Большая часть ущерба возмещена.

Преступниками активно используются компьютерные технологии, и возможности Интернета для несанкционированного взлома, распространения вредоносных программ, незаконной работы в сети.

Наиболее распространенным способом совершения компьютерных преступлений является получение злоумышленником регистрационных данных для подключения к узлам связи других пользователей сети Интернет с помощью вредоносных программ типа «троянского коня». В результате выполнения данной программы происходит скрытая модификация системных файлов, вследствие чего при каждом последующем подключении к Интернету расшифрованный файл, содержащий информацию об имени пользователя, пароле и номерах телефонов для подключения к УЗЛУ связи, отправляется по электронной почте в почтовый ящик преступника, находящийся на сервере провайдеров

В частности, в совершении такого преступления признан виновным житель г. Екатеринбурга Блинков. В ходе расследования установлено более 20 эпизодов его преступной деятельности.

В обшей сложности за 5 мес. т.г. выявлено 938 экономических преступлений компетенции КМ в финансово-кредитной системе (почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года), к уголовной ответственности привлечено 162 лица (+ 52,8%).

II. Бюджетообразующей отраслью Свердловской области является металлургия. Доходность данной сферы обуславливает ее повышенную криминализацию. Неконтролируемые доходы от незаконных операций с металлами скрываются от налогообложения и формируют экономическую базу организованной преступности. В связи с этим пресечение таких деяний - одно из приоритетных направлений работы ГУВД.

В т.г. разработан и реализуется план мероприятий по декриминализации металлургического комплекса области. Осуществляется комплексная отработка металлургических предприятий и территорий, где они расположены, Под постоянным контролем находятся каналы транспортировки металлов, систематически проверяются места их приема, хранения и переработки.

В результате возбужден ряд уголовных дел по фактам хищений и незаконного предпринимательства.

Так, три работника государственного предприятия, используя служебное положение, похитили цветной металл стоимостью свыше 1 млн. рублей. Уголовное дело расследуется, ущерб возмещен полностью.

Пресечена деятельность преступной группы в составе 15 работников одного из металлургических заводов, систематически похищавшей продукцию данного предприятия. Всего в ходе отработки объектов металлургического комплекса в городе, где расположен этот завод, выявлено 14 преступлений, из которых 10 совершены по предварительному сговору. К уголовной ответственности привлечено 40 человек.

Возбуждено уголовное дело в отношении директора ЗАО, который осуществлял безлицензионный сбор и реализацию металлолома. Сумма незаконного дохода составила 1.8 млн. рублей.

В целях защиты предприятий промышленности, ТЭК, транспорта и связи от преступных посягательств, связанных с хищениями металлосодержащих изделий и продукции, проведена комплексная оперативно-профилактическая операция «Металл». В результате целевых мероприятий выявлено 21 преступление, из незаконного оборота изъято 5,6 тонн лома цветных металлов и 8,3 тонн лома черного металла, а также около 40 тонн ферросплавов. Только подразделениями БЭП проверено 87 юридических лиц, имеющих лицензии на право занятия деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных и черных металлов. Вскрыто 29 нарушений действующего законодательства. Проведены проверки 351 пункта по приему лома металлов, из которых 159 существовало нелегально. Руководители «подпольных» пунктов привлечены к ответственности.

Всего выявлено 331 преступное посягательство компетенции криминальной милиции, связанное с металлами (+ 3,8 %), в т.ч. 140 - связанных с цветными металлами. Уголовные дела по 185 преступлениям направлены в суд, к уголовной ответственности привлечено 279 человек.

Объектам металлургии- возмещен ущерб на сумму 96,8 млн. рублей (за 5 мес. прошлого года - 1,94 млн. руб.).

ГУВД принимает участие в работе постоянно действующей комиссии при Правительстве Свердловской области по лицензированию предприятий, деятельность которых связанна с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных и черных металлов. В результате работы комиссии в 2001 году по представлениям ОВД у 6 юридических лиц приостановлены лицензии.

Кроме того, ГУВД приняло участие в работе съезда руководителей предприятии металлургического комплекса Уральского региона, на котором доведены требования, предъявляемые органами внутренних дел к предприятиям, занимающимся заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных и черных металлов.

В настоящее время ГУВД разрабатывается меры по реализации требований четырех вновь изданных постановлений Правительства РФ (№№ 367-370 от 11.05.2001 г.), регламентирующих лицензирование и правила обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов. Готовится проведение комплекса мероприятий с задействованием всех служб органов внутренних дел и иных заинтересованных ведомств по усилению контроля за данной сферой.

III. Одним из важнейших источников пополнения бюджета являются налоговые поступления от производства и оборота спиртово-алкогольной и иной подакцизной продукции.

ГУВД и налоговыми органами проводятся совместные проверки производителей спирта и алкоголя, мест хранения, складирования и оптово-розничной реализации спиртных напитков. Проверяется законность получения, транспортировки и сбыта спиртосодержащих жидкостей.

В т.г. выявлено 2574 правонарушений и 69 преступлений в сфере незаконною Производства и оборота спирта и алкогольной продукции.

Так, возбуждено уголовное дело в отношении руководителя одного из гидролизных заводов по фактам безлицензионного производства и оборота спиртосодержащей жидкости в особо крупном размере.

Расследуется уголовное дело в отношении предпринимателя, который продавал спиртосодержащую жидкость под видом медицинского спирта, получив незаконный доход в размере свыше 1 млн. рублей.

Составлено более 2,5 тыс. административных протоколов, наложены штрафы на сумму 1,2 млн. рублей. Из незаконного оборота изъято свыше 98 тыс. литров этилового спирта и алкогольной продукции стоимостью 4 млн. рублей. По представлениям органов внутренних дел приостановлено действие 13 лицензий на право осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере.

В общей сложности за 5 месяцев вскрыто 758 преступлений в системе потребительского рынка компетенции КМ (в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года).


Другие материалы по теме: