Изменения в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» заставят мелких туроператоров покинуть рынок

19 декабря 2006 (16:30)

Государственная Дума РФ приняла во втором чтении изменения в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», предполагающие установление механизма финансовой гарантии для туроператоров. Размер финансовой гарантии для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, составляет 10 млн. руб., в сфере внутреннего и въездного туризма — 500 тыс. руб. Фирмы, работающие во всех направлениях, должны предоставить гарантию на сумму 10 млн. руб.

Участники рынка туристических услуг считают данную законодательную инициативу необходимой и своевременной. Но вопрос относительно снижения рисков для туристов вызвал разногласие во мнениях. К тому же некоторые участники рынка выразили опасение по поводу того, что небольшие туроператоры потерпят финансовые убытки. В свою очередь ОАО «Натали-Турс» предполагает ввести механизм банковских гарантий для своих турагентов. По словам директора представительства ОАО «Натали-Турс» в Екатеринбурге Олега Хигера, сумма будет фиксированная и составит 150 тыс. руб.

«Законодательная инициатива, устанавливающая механизм финансовой гарантии для туроператоров, вполне своевременна. Все крупные операторы относятся к ней одинаково положительно, несмотря на то что это повлечет дополнительные финансовые расходы. Единственные, у кого введение финансовых гарантий вызвало негатив, — это туроператоры, которые занимают неустойчивую позицию на рынке», — сообщил директор представительства ОАО «Натали-Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.

«Многие местные туроператоры не смогут выделить из своего бюджета сумму, необходимую для финансовой гарантии. В случае принятия законопроекта выиграет турист, поскольку он будет защищен финансово», — рассказала руководитель ООО «Инна Тур» Инна Аверьянова.

По словам О. Хигера, подобные финансовые гарантии будут использоваться в качестве меры борьбы против фирм-однодневок, которые не реализуют взятые на себя обязательства перед туристами или реализуют только частично. «Вслед за принятием данных изменений логично расписать на законодательном уровне весь бизнес-процесс туристических агентств. Только тогда произойдет структурирование риска и соответственно его минимизация», — полагает О. Хигер.

Как рассказал УрБК О. Хигер, ОАО «Натали-Турс», в свою очередь, введет механизм банковских гарантий для туристических агентств, работающих с ним на договорной основе. «Во всяком случае, мы предполагаем осуществить реализацию такого механизма, и наши юристы разрабатывали новый вариант договора с введением данного изменения. Сумма будет установлена в размере 150 тыс. руб.», — заключил О. Хигер.

«Следствием принятия изменений в закон может стать монополизация рынка, что нельзя считать отрицательным моментом, так как, по моему мнению, такого количества туроператоров, как сейчас, быть не должно», — рассказала Инна Аверьянова.

«Если законопроект будет принят, то договор будет заключаться непосредственно между туроператором и туристом, ответственность будет нести именно оператор, что неизбежно должно повысить качество услуг, отчего, опять же, выиграет турист», — отметила И. Аверьянова.

«Внесение изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» приведет к уменьшению количества туроператоров», — считает директор ООО «Екатеринбург Трэвел» Александр Коржев.

«Мелкие туроператоры не смогут выделить сумму, необходимую для обеспечения финансовой гарантии», — полагает А. Коржев.

«Внесение такого изменения в закон негативно отразится на клиентах, так как институт лицензирования необходим, теперь же в этот бизнес сможет прийти кто угодно», — заметил А. Коржев.

«Механизм финансовой гарантии полезен для туристического рынка. Стабильно работающие туроператорские компании без труда получат финансовую гарантию в банке. Проблемы возникнут у тех, кто объявляет себя туроператором, а на самом деле является турагентом. К ним можно отнести компании, которые оперируют наличными деньгами, а также компании, которые торгуют приглашениями и визами», — пояснил директор представительства компании «Нева» в Екатеринбурге Андрей Пиджаков.

По словам А. Пиджакова, вопрос монополизации рынка, который сейчас активно обсуждается в прессе, не стоит. «Примерно 80—85% российского туристического рынка обслуживается 50—60 операторами, и они не смогут монополизировать весь рынок», — резюмировал А. Пиджаков.


Другие материалы по теме: