«Российская газета» и Александр Бурков: «Мишура из супермакета»

22 декабря 2006 (11:25)

Внешний блеск торговых центров не отменяет серьезных внутренних проблем

Представьте себе, проснувшись завтра поутру, вы вдруг обнаружили, что находитесь в Европе. Никакая это не сказка. По уровню торговых площадей

На душу населения Екатеринбург подошел к европейским стандартам. И если из маркетов не выходить в течение дня и не особо глазеть на уличные пейзажи, то ощущение, что вы находитесь в Праге, Берлине или Стокгольме, вас не покинет.

Понастроили туг

Последние год-два не проходит практически и месяца, чтобы жителей Екатеринбурга не порадовали очередным открытием торгово-развлекательного центра. Похоже, устроители таких торжеств уже накопили кое-какой опыт и в этом деле явно преуспели. Иные праздники по своей пышности больше походят на встречу зарубежной делегации с дружеским визитом в отдельно взятом районе. По сути, так оно и есть. В наш регион приходят прагматичные иностранцы со своими товарами, торговыми предложениями и капиталами.

До 2000 года, по мнению специалистов, руководители городской торговли придерживались подчеркнуто изоляционистской политики. В какой-то мере они сдерживали приход на местный рынок сторонних операторов. Это позволило встать на ноги и окрепнуть местным торговым сетям, кто-то покинул этот бизнес. А последние два года потребительский рынок Екатеринбурга развивается семимильными шагами. Ежегодно открывается по 90—100 объектов общей площадью 500— 600 тысяч квадратных метров: магазинов, развлекательных центров, всевозможных офисов, пунктов бытового обслуживания и питания. В будущем году темпы нисколько не снизятся. Предполагается презентация двух крупных супермаркетов в районах авто-, железнодорожного вокзалов.

Но, по мнению заместителя главы Екатеринбурга Виктора Контеева, развитие торговых сетей вступает здесь в новую фазу, теперь акценты переместятся с экстенсивного роста на качественный. Прежде всего, что же считать торговым центром? Согласно новым европейским стандартам, это объекты площадью не менее пяти тысяч квадратных метров. Для их консолидации в городе была создана некоммерческая организация управляющих компаний, объединившая одиннадцать торговых центров. Она, как считают ее основатели, должна выработать некие единые организационные и управленческие форматы. Б противовес ей арендаторы создали собственное некоммерческое партнерство.

— Если раньше успех бизнеса определялся выгодностью местоположения площадки, — делится председатель правления совета управляющих компаний Екатеринбурга Алексей Караваев, — то теперь все будет зависеть от грамотного управления предприятием.

Бурный рост потребительского рынка в столице Урала отметил управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский.

— Екатеринбургские супермаркеты не только внешним видом соответствуют европейским, московским аналогам, но и по наполненности, содержанию товаров, услуг, — подчеркнул он.

Хороший совет

Вместе с тем московские специалисты советуют местным предпринимателям активнее включать в сферу своего внимания, например, химчистки, прачечные и т.д. Эти в общем-то невыгодные для бизнеса услуги косвенно решают задачу посещаемости всего центра. Также была отмечена избыточная разномастность операторов на площадке, неграмотное размещение рекламных стендов и баннеров, отвлекающих покупателей, немногочисленность персонала и отсутствие механизмов уборки помещений.

И все-таки главным судьей в оценке торговых предприятий выступает покупатель. Немаловажный вопрос: а кто же является основным клиентом крупных центров или комплексов? В ходе всероссийского опроса известный аналитический холдинг попытался выяснить потребительские настроения сограждан. Было опрошено 1500 человек в более чем 100 городах и населенных пунктах. Как показали исследования, треть респондентов покупает продукты в супермаркетах и крупных торговых центрах. Супермаркеты пользуются популярностью в Уральском и Северо-Западном федеральных округах: в обоих случаях об этом сказали по 39 процентов опрошенных. В городах-миллионниках респонденты в равной степени покупают продукты как в небольших магазинах, так и на рынках, и в крупных торговых центрах. Почти половина респондентов с высокими доходами делают покупки в крупных супермаркетах. То есть можно с уверенностью сказать, что торговые центры посещают в основном представители среднего класса и выше.

На самом деле, единственное, что указывает на любовь среднего горожанина к супермаркету — это цена. Хотя, по правде сказать, стоимость, например, одежды в той же Польше на 20 процентов ниже. Но не это главное. Наши хваленые скороспелые «монстры» из синего стекла сегодня напоминают рынки оптового барахла, перебравшиеся под комфортабельную крышу. Ассортимент случаен и чрезвычайно скучен, он отбирается «челноками» по принципу, чтобы немаркий, ноский и обязательно дорогой. Оглянитесь и увидите все признаки этого гардероба, доминирующего на улицах Екатеринбурга. Однообразность продиктована завозом с одних и тех же московских рынков. Примерно то же самое можно сказать и о так называемой серой бытовой технике, сотовых телефонах, компьютерах, которые завозятся с поддельными документами. Ежегодно в суды поступают тысячи исков на эти виды продукции, кстати, обувь и одежда — на втором месте в этом списке.

Вторая свежесть

Образно выражаясь, сегодня в молодые меха залили старое вино. Конечно, приятнее прогуливаться под анфиладами современных центров под светомузыку и журчание фонтанов, чем топтаться на улице. Но на вопрос менеджеру о происхождении товара, о способах ухода за ним, составе изделия в лучшем случае получите в качестве ответа дежурную улыбку. А на что вы хотите рассчитывать, имея среднестатистический доход 10-11 тысяч рублей в месяц. Для европейца эта цифра смешна. Вот и везут к нам фирмачи дешевую мебель из клееных опилок, получаемых, между прочим, из российского леса. Ситуация напоминает давешний период, когда иностранные концессии строили фактории в Сибири для скупки золота, леса и мехов в обмен на бусы, спички и порох.

Отпустить сегодня торговлю в свободное либеральное плавание, значит продлить и запустить болезнь роста. Пока у власти сохранились необходимые административные рычаги, чтобы отрегулировать финансовые и товарные потоки нужного качества и в нужном направлении. Екатеринбург, безусловно, привлекателен для западных бизнесменов и экономически, и географически, кроме того, он является последним крупным банковским центром по пути на восток. Понятно, нашему среднему покупателю не по карману коллекционные образчики высокой моды, но ему так же дорого обходятся эшелоны с разного рода подделками, контрафактами, продуктами второй свежести.


Другие материалы по теме: