«Российская газета», Валерий Помазкин пишет: «Индекс равнодушия»

18 января 2007 (10:56)

Пострадавшим от техногенной катастрофы приходится отстаивать свои права в судах

В Уральских регионах нежданно-негаданно возник очаг социальной напряженности. Все из-за того, что органы соцзащиты населения недоплачивают пострадавшим в результате аварии на ПО «Маяк» денежные компенсации на оздоровление и продовольствие.

С первых рабочих дней нового года управление соцзащиты населения по городу Каменску-Уральскому осаждают люди, которым довелось в середине прошлого века проживать в населенных пунктах у реки Теча в Катайском и Далматовском районах Курганской области, а также в ряде населенных пунктов Челябинской области, где и находится «Маяк». С тех пор они пользуются льготами наравне с пострадавшими в результате ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. У них статус переселенцев, добровольно выехавших из зараженной. зоны, ликвидаторов, принимавших участие в реабилитационных работах, либо «лучевиков», получивших заболевание от соседства с радиоактивной Течей.

По имеющимся данным, только в Свердловской области таких сегодня насчитывается около трех с половиной тысяч. Государством им гарантированы денежные пособия на продукты питания и оздоровление. Суммы эти по категориям пострадавших разные, и до сегодняшнего дня составляли в среднем 300-400 рублей в месяц на продукты и 100-300 в год на лечение.

Постановлением правительства Российской Федерации выплаты были установлены еще с 2000 года. Но позже не индексировались в зависимости от уровня инфляции и изменения прожиточного минимума в регионах, что вызвало возмущение пострадавших. В результате Конституционный Суд России, Верховный Суд РФ в 2002-2006 годах издали ряд постановлений и определений, разъяснявших нарушения законных прав пострадавших от южноуральской катастрофы. А пока чиновники соображают, как выполнять нормативные акты, льготники сами разобрались, что к чему. И пошли за защитой своих прав в суды.

— Перед Новым годом хлынул настоящий вал исковых заявлений к органам социальной защиты населения, — рассказал корреспонденту «РГ» председатель Катайского районного суда Сергей Полухин. — К 17 января их набралось около 400. Истцы требуют провести индексацию выплат по питанию и оздоровлению. Мы уже приступили к слушанию дел.

По информации из Курганского областного суда, в Далматовском районе, куда от граждан с конца прошлого года поступило около 200 заявлений, рассмотрено более 50 дел, все иски судом удовлетворены.

- Мы возмущены бездействием чиновников, которые посчитали возможным не выполнять постановления Конституционного суда России и Верховного суда РФ, — говорит председатель Катайского районного объединения пострадавших от аварии на ПО «Маяк» Оксана Костина. — Льготники сегодня довольствуются гораздо меньшей суммой на питание и оздоровление, чем было определено государством. По нашим подсчетам, они недополучили за последние пять-шесть лет по 40-60 тысяч рублей. Эти суммы и стали предметом судебных исков.

Между тем ответственные работники органов социальной защиты населения в Свердловской области ничуть не взволнованны происходящим.

— К нам пока не поступило ни одного подобного судебного иска, — сказала корреспонденту «РГ» заместитель начальника отдела назначения выплат и компенсаций министерства социальной защиты населения Свердловской области Наталья Чеботаева.

Аналогичным образом реагируют на ситуацию и в управлении социальной защиты населения по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району. Тогда как в том же управлении сотрудники канцелярии отмечают поток заявлении от «маяковцев» на выдачу справок о проведенных выплатах государственных пособий. Эти документы затребованы для предъявления исковых заявлений через суд. По некоторым данным, число граждан, готовых судиться с органами социальной защиты населения, уже превысило в городе две сотни.

Мнения

Виктор Алферов, консультант аппарата уполномоченного по правам человека в свердловской области:

— «Маяковцы» нас особо жалобами не заваливают. Бывают частные обращения. Но эта группа людей менее активна, чем пострадавшие от Чернобыльской аварии. Чернобыльцы, во-первых, моложе. Во-вторых, у них очень сильная общественная организация, хорошие юристы, которые специализируются на той части законодательства, которая

регулирует такие дела. Поэтому выигранных судебных разбирательств у них куда больше. Но в нынешнем году как раз 50 лет со дня аварии на «Маяке». В ближайшее время планируем встретиться с представителями организации чернобыльцев.

В частности, чтобы применить их успешный опыт исковых разбирательств в интересах пострадавших на «Маяке». Потому что адвокаты не спешат им на помощь. Заявители ведь, в основном, пожилые люди, у которых нет денег. Да и тот сегмент законодательства, который регулирует эти вопросы, достаточно специфический.

Любовь Мальцева, Председатель правления свердловской областной общественной организации «Союз «Маяк»:

— Проблем у нас действительно очень много. Но главное, на наш взгляд, здоровье наших детей. Дело в том, что последствия радиации передаются по наследству. Самим пострадавшим, их детям и внукам требуется специализированная помощь, которую в Екатеринбурге могут оказать только в Центре радиационной медицины при второй больнице. Но лечить там согласились только нас. Дети же и внуки, у которых здоровье тоже подорвано, стоят на учете в районных поликлиниках.

Есть и серьезные проблемы с жильем. Когда произошла авария, всех эвакуировали. До принятия закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» жили, как могли.

Но в законе четко прописано право на внеочередное получение жилья. Однако большинство пострадавших так и стоят в очереди. Кроме того, сейчас мы, узнав о судебном опыте наших соседей, будем готовить обращение в суд с требованием выплатить нам индексированную компенсацию.


Другие материалы по теме: