«Вечерний Екатеринбург», Надежда Баяндина пишет: «Туристу — гарантия, туроператору — крах?»

24 января 2007 (11:00)

Казалось бы, странный вопрос: «Кому нужны финансовые гарантии?» Конечно же — нам, потребителям! Туристам, которые, выезжая за бугор, хотят быть застрахованы от всяческих неприятностей, как-то: задержка рейса (или ещё того хуже — невылет самолёта), несоответствие иллюстраций в каталоге турфирм реальной картине, etc... Госдума совместно с Ростуризмом собирается ввести так называемый институт фингарантий, подразумевающий ответственность туроператоров перед потребителями. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» уже прошёл третье чтение в Государственной Думе. Сегодня, 24 января, его обсудят в Совете Федерации. А вчера оный же подвергли критике на пресс-конференции.

Лицензия «умерла», да здравствует фингарантия!

Согласно законопроекту, уже в 2007 году туроператор будет обязан предоставить гарантию в размере 500 тысяч (при условии, что его деятельность не выходит за пределы страны) либо же 5 миллионов рублей, если он работает на рынке выездного, проще говоря, международного туризма. Итак, ура! Да здравствует! Вряд ли турфирма подсунет при таком раскладе «фальшивку». То есть вероятность получения качественных услуг увеличивается, а вероятность «кидалова» уменьшается. И это правильно. Ведь испорченный отдых, как испорченный товар, в магазин не вернёшь. На другой не обменяешь. Даже возмещение ущерба (кстати, не факт, что вы его добьётесь) не покроет потраченных если не денег, то нервов: как-никак отдыхать среднестатистический россиянин привык раз в году, во время предоставления оплаченного отпуска, который хочется провести так, чтобы не было мучительно больно за прожитые 11 месяцев.

Но действительно ли всё настолько гладко? Вчера представители сферы туристического бизнеса выступили на пресс-конференции с целью продемонстрировать «издержки» обретающего законодательную силу проекта.

Конкуренция исчезнет — цены вырастут

Понятно, что подобную гарантию смогут дать только крупные фирмы.

— Мелкие же — исчезнут, — предсказывает президент Уральской ассоциации туризма Сергей Брулёв. — Не будет конкуренции — не будет и ориентации на потребителя.

Грубо говоря, монополист сможет диктовать свои условия, а это, по мнению Сергея Евгеньевича, чревато, прежде всего, ростом цен на туристические услуги. На сколько процентов — сказать пока сложно.

А ещё, по словам заместителя министра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области Константина Брылякова, могут покинуть операторы, специализирующиеся либо на путешествиях в экзотические, не пользующиеся высоким спросом страны, либо на создании специфических «продуктов» (допустим, милитари-туров). Узко направленных операторов просто «съедят». Оставшиеся якобы начнут ориентироваться на массу, предлагая путёвки в наиболее популярные Турцию, Испанию и Египет. Количество же интересных предложений пойдёт на спад.

Под угрозой оказывается, как прозвучало на пресс-конференции, и судьба въездного туризма, который и так не сказать чтобы был у нас в области сильно развит. Даже 500 тысяч рублей для большинства операторов, работающих внутри страны, — неподъёмная сумма. Не все уральские представители сферы туристического бизнеса её потянут. Москвичам же торговать красотами Свердловской области не резон.

Говорят, недоумение по поводу содержания законопроекта выразили представители и власти, и бизнеса. Последние даже отправили председателю Совета Федерации Сергею Миронову предложение не «пороть горячку», а создать по доработке документа согласительную комиссию. В письме, в частности, приводятся и суммы гарантий туроператоров других государств, которые неизмеримо меньше российских. Так, например, на Украине эта цифра составляет 0,7 миллиона, в Казахстане — 2,1 миллиона рублей. Представители заинтересованной стороны согласны на три миллиона. Кроме того, они считают, что суммы гарантий должны зависеть от объёма туристической деятельности: чем он больше — тем выше сумма гарантии. Тогда наравне смогут существовать как небольшие, так и крупные фирмы.

Куда пойти, куда податься?

Вернёмся к широкому потребителю, которого судьба туроператоров волнует мало. Вообще, всё это время он привык сотрудничать с турагентством. С него и спрашивал в случае чего в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». Теперь же россиянину предстоит иметь дело, как прозвучало, с неким мифическим туроператором...

Для начала разъясним. Туроператор — создатель продукта, Турагентство — его продавец. Это, если по-простому. В новом законопроекте гарантом выступает именно оператор. Возникает определённая путаница. С кого, собственно, спрашивать? С турагентства, как прописано в Законе «О защите прав потребителей», или с оператора, гарантирующего, согласно законопроекту «О внесении изменений...», качественную услугу? На это президент Уральской ассоциации туризма только руками развёл, выразив, правда, надежду на то, что впоследствии механизм возмещения как-то урегулируют. Второй нюанс связан с тем, что представительства крупных компаний находятся, как правило, в Москве. И потребителю, привыкшему решать вопросы на месте, придётся в этой ситуации не сладко.

С другой стороны, вероятность возникновения подобной ситуации с принятием закона снизится. Так что, как ни крути, выигрывает от изменений всё-таки потребитель. Ведь испорченный отдых, как испорченный продукт, в магазин не вернёшь. Поэтому лучше сразу покупать продукт качественный. Даже если это потребует дополнительных трат.


Другие материалы по теме: