Туристический рынок: выживут крупнейшие

Поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ» выдавят с рынка небольшие компании, укрепив позиции федеральных компаний.

Вопрос о будущем туристического бизнеса на сегодняшний день особенно актуален и волнует как самих туристов, так и туристические компании. 17 января Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ».

На данный момент сохраняется ситуация, когда турфирма по некоторым массовым направлениям выступает в качестве турагента, а по другим направлениям может работать как оператор. Новый закон, вступивший в действие, направлен на более четкое распределение функций: туроператоры формируют туристическую услугу, а туристические агентства ее продают.

Законопроектом теперь также вводится и страховая ответственность туроператоров или, иначе, банковская гарантия, размер которой не может составлять менее 10 млн. руб. для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, 500 тыс. руб. — для туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма, и 10 млн. руб. — для туроператоров, работающих в обеих названных сферах. В случае непредвиденной ситуации, к примеру стихийного бедствия в стране пребывания или банкротства туристической компании, эти гарантии могут быть использованы для возврата туристов на родину и обеспечения им компенсаций морального и материального вреда.

Последствия

С точки зрения потребителей, принятие поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», с одной стороны, безусловно, явление положительное, поскольку страхует клиента от пользования некачественными услугами и гарантирует ему компенсацию за испорченный отдых. В настоящее время ежегодно в Комитет по защите прав потребителей Администрации Екатеринбурга от горожан поступает порядка 150 жалоб именно на качество туристических услуг. Нарекание вызывают услуги, связанные с трансфером, как внешним, так и внутри страны. Также зафиксированы жалобы на замену отеля без согласия туриста, нарушение «звездности» отеля, качество питания, услуги детской площадки, неожиданное повышение стоимости тура и многое другое.

Председатель Комитета по защите прав потребителей Екатеринбурга Андрей Артемьев отмечает, что чаще граждане обращаются с жалобами на турагентства, нежели на туроператоров. С принятием поправок ситуация может в корне измениться, поскольку, если ранее в соответствии с законом «О защите прав потребителей» ответственность за качество и безопасность отдыха туристов несли турагенства, то с июля нынешнего года эта функция будет возложена на туроператоров. Для потребителя в связи с этим могут также возникнуть определенные сложности. Как отмечает президент Уральской ассоциации туризма Сергей Брулев, отмена лицензирования приведет к тому, что любое юридическое лицо может назваться турагентством и продавать туры, практически не неся никакой ответственности за качество продукта. В этом случае огромная ответственность ложится на потребителя, который должен внимательно подходить к выбору туристического агентства.

Кроме того, принятие поправок к закону «Об основах туристской деятельности» может кардинально изменить в целом ситуацию на туристическом рынке Уральского региона — многие турфирмы, не имея требуемых законодательством средств, могут просто исчезнуть с рынка.

По мнению С. Брулева, механизм предоставления финансовых гарантий ведет к укрупнению рынка и к сужению спектра специфических предложений.

«Никаких существенных проблем у туроператоров, работающих по массовым туристическим направлениям, не будет. Но ведь есть и такой рынок, который охватывает не только Турцию, Египет, Испанию, Болгарию и т. д. Индивидуальный туризм тоже присутствует сейчас на рынке и находит своего покупателя. Для туроператоров, которые работали над созданием индивидуальных турпакетов, могут настать не лучшие времена. Речь идет о слиянии с другими туристическими компаниями либо вообще об уходе с рынка», — заявил С. Брулев.

В конечном итоге, по его словам, все это может привести к монополизации рынка крупными игроками.

Кроме того, многие туроператоры из-за нехватки необходимых средств уже пытаются путем введения механизма депозитов переложить часть финансовой нагрузки на туристические агентства.

Заместитель министра по физической культуре, спорту и туризму Константин Брыляков также отмечает, что некоторые операторы пытаются проводить конкурс турагентств, с которыми они потом продолжат работу. Тем самым они пытаются взимать финансовые средства с агентов не за какой-либо продукт или услугу, а лишь за «возможность работать» непосредственно с этим турагентством.

Мнения

Примечательно, что сами представители туристических компаний Екатеринбурга к реформе относятся крайне настороженно. С одной стороны, у них существует понимание того, что принятие фингарантии поможет обезопасить рынок от мошенников, с другой — доставит немалые трудности в работе.

«Вступление в действие новой редакции закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» будет крайне напряженным. Закон существенно изменит структуру рынка международного туризма», — сообщила директор по туризму екатеринбургского бюро международного туризма «Спутник» Марина Бондарь.

«Спутник» — достаточно крупная компания, и проблем с указанными в новом документе суммами у нас не возникнет, но вполне вероятны проблемы в работе с другими туристическими компаниями. К нам поступают заявки от множества агентств, и определить, кто из них сможет предоставить потребителям услуги надлежащего качества, практически нереально. А безосновательно отказать клиенту мы также не сможем. В связи с этим возможно возникновение множества судебных исков», — пояснила М. Бондарь.

«До принятия законопроекта мы писали свои пожелания в Уральскую ассоциацию туризма. Теперь же нам всем остается только принять закон как данность и выполнять его. Небольшие фирмы, у которых существуют проблемы с финансированием, вероятно, покинут международный рынок туризма, сильные, напротив, укрепят свои позиции», — считает директор турфирмы «Элита Тревел» Наталья Оборина.

Директор турфирмы «Лентур» Галина Конькова вообще воспринимает принятие поправки как политическое давление. «На мой взгляд, принятие новой редакции закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» отрицательно скажется на всем туристическом рынке. Многие мелкие турфирмы должны будут уйти, что само по себе неприятный факт. Это явное давление на нас государства», — заявляет Г. Конькова.

Директор турагентства «Эльдорадо-Тур» Татьяна Серебрякова также считает, что новая редакция закона негативно отразится на работе многих турфирм. «Туроператоры, которые обязуются предоставлять финансовые гарантии потребителям, будут, в свою очередь, требовать определенные депозиты с турагентств. Естественно, для нас это далеко не самый приятный момент», — сообщила Т. Серебрякова.

Кроме того, многие руководители туристических компаний считают, что принятые изменения могут вызвать удорожание туров за рубеж.

«В связи с выходом новой редакции закона, через полгода можно ожидать повышения цен на популярные заграничные туры приблизительно на 20—30%. Остальных продуктов повышение вряд ли коснется», — считает руководитель отдела продаж турагентства «Алые паруса» Ирина Андреева.

С ней согласен и директор турфирмы «Карлсон Туризм» Андрей Егоров: «Вероятнее всего, реформа вызовет подорожание путевок, туроператорам ведь нужно где-то брать суммы, необходимые для фингарантии».

«Конечно, принятие этого законопроекта скажется на клиентах: им придется больше платить, так как увеличится стоимость путевок», — заявляет старший менеджер туристического агентства «Сезон отпусков» Юлия Моденова.

«Безусловно, цены на зарубежные туры должны вырасти. В новом документе выставлены достаточно жесткие требования, и агентства должны как-то выживать», — соглашается директор турфирмы «Асент Трэвел» Анжелика Губина.

Вывод

Таким образом, введение поправок в закон «Об основах туристской деятельности» нельзя расценивать однозначно. С одной стороны, потребители теперь могут с большей гарантией безопасности отправляться в путешествие, зная, что в случае непредвиденного бедствия они будут своевременно возвращены на родину. Но с другой стороны, если осуществятся прогнозы по удорожанию путевок за рубеж, отдохнуть за границей сможет себе позволить уже меньшее количество екатеринбуржцев. Кроме того, в случае недовольства качеством услуг потребитель теперь уже не будет, как прежде, обращаться в фирму, где приобрел тур, а начнет разыскивать туроператора. При этом следует учитывать, что большинство представительств крупных туристических компаний находится в Москве и «достучаться» до них будет очень большой проблемой.

Укрупнение туристического рынка также явление неоднозначное. С одной стороны, теперь выживут только сильнейшие, имеющие достаточный финансовый капитал компании, поэтому вероятность обмана и мошенничества снизится. С другой — уменьшение конкуренции вызовет рост цен на туристические услуги, кроме того, снизится ориентация на запросы потребителя. Турфирмы узкой направленности не смогут выжить в таких условиях. Соответственно, вероятность отдохнуть в экзотической стране у потребителя снизится. Окончательные результаты принятия поправки мы сможем наблюдать уже этим летом, когда начнется туристический сезон и все изменения будут воплощены в жизнь.


Другие материалы по теме: