Стандарты IOSA: путь к повышению безопасности авиаперевозок

Внедрение международных стандартов безопасности авиаперевозок является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед российскими авиакомпаниями.

Проблема обеспечения безопасности полетов как сдерживающий фактор развития гражданской авиации регулярно поднимается на всех уровнях управления авиационной отраслью, начиная от собрания акционеров авиакомпаний и заканчивая обсуждением вопроса в высших органах государственной власти и советах международных организаций.

Животрепещущая тема безопасности полетов обсуждалась и в ходе круглого стола «Реструктуризация гражданской авиации: аудит безопасности и качества» в Екатеринбурге. Одним из основных участников круглого стола был заместитель генерального директора ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» по внешним связям Алексей Фомин.

ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» является базовым авиаперевозчиком в регионе и одной из крупнейших национальных авиакомпаний. Задаче обеспечения безопасности полетов в авиакомпании традиционно уделялось огромное внимание, но именно в последнее время это направление не просто является приоритетным в производственной деятельности авиаперевозчика, но выходит на качественно иной уровень.

И дело не только в конкуренции с другими российскими и зарубежными авиакомпаниями, но и в изменении самого подхода к проблеме обеспечения безопасности полетов на международном уровне. Необходимо, чтобы авиакомпании могли не просто раз и навсегда обеспечить, но и постоянно поддерживать высокий уровень безопасности на протяжении всей своей деятельности. Именно с этой целью ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» активно готовится к прохождению проверки для сертификации по международному стандарту IOSA (IATA Operational Safety Audit, аудит эксплуатационной безопасности). Как рассказал в ходе рабочего стола А. Фомин, прохождение ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» аудита IOSA запланировано на 2007 год.

Параметры безопасности

Стремительное развитие авиационной отрасли неразрывно связано с технологическим совершенствованием авиатранспорта. В эксплуатацию вводятся новые модели самолетов, спецтехники и различных механизмов, которые обслуживают летный парк.

Кроме того, осуществляя международные авиаперевозки, заключая договоры с другими крупными зарубежными авиакомпаниями, в том числе кодшеринговые соглашения, партнеры должны быть взаимно уверены, что их пассажиры, переданные другому перевозчику, долетят до конечного пункта назначения с заданным уровнем безопасности и сервиса. Но как оценить этот уровень безопасности? Как определить, какие авиакомпании соответствуют ему, а какие нет?

Для этого создавались различные системы сертификации, аудита, проверок, лицензирования и т. д. Сегодня в каждой стране имеется своя национальная система обеспечения безопасности деятельности авиационных предприятий.

Однако, несмотря на общую задачу, все эти системы весьма различались по своей структуре и качеству. Осознание мировым авиасообществом необходимости объединения всех существующих программ и выработки единой, общепризнанной системы аудита безопасности авиапредприятий привело к созданию в 2003 году Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) программы международного аудита эксплуатационной безопасности IOSA. Эти правила Ассоциация приняла в качестве обязательных для всех своих членов.

Стандарт IOSA несколько отличается от принятой в России системы оценки уровня безопасности эксплуатации. Национальная система не столь детализирована и формализована, в ней нет четко прописанных обязательных требований по всем направлениям деятельности авиакомпании на всех уровнях, вплоть до конкретного исполнителя. Кроме того, нормативная база существует в виде разрозненных документов, которые нередко противоречат друг другу. В последнее время, судя по заявлениям руководителей авиационной отрасли, Росавиация планирует сделать процедуру прохождения аудита IOSA обязательной для всех российских авиакомпаний, независимо от их членства в IATA.

О самой системе аудита эксплуатационной безопасности, принятом на уровне мирового авиационного сообщества, более подробно рассказал в ходе рабочего стола региональный представитель Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в России и СНГ Дмитрий Шамраев. Он подчеркнул, что общий стандарт позволил создать международную систему независимого аудита. На сегодняшний день сертификацию IOSA осуществляют семь независимых аудиторских фирм, которые прошли лицензирование в IATA.

Руководство по сертификации IOSA включает в себя 755 стандартов, соответствие которым должна подтвердить авиакомпания во время прохождения аудита. Все разделы сертификации IOSA содержат не только обязательные требования, но и около 50 рекомендаций.

Программа сертификации эксплуатационной деятельности IOSA имеет ряд преимуществ, значение которых для авиакомпании трудно переоценить.

Принципиальное отличие аудита IOSA заключается в его системности. Анализ безопасности включает в себя не только оценку производственной деятельности авиакомпании, но и ее организационную структуру.

Программа построена таким образом, чтобы минимизировать риски от влияния человеческого фактора. Предусмотрена система обратной связи, позволяющая своевременно обеспечить проведение корректирующих действий, которые устраняют выявленные недоработки, предотвращая их повторное появление.

Важнейшим преимуществом стандартов IOSA считается высокий уровень детализации требований. Действия каждого сотрудника авиакомпании прописаны до мельчайших подробностей, что позволяет говорить о технологии обеспечения безопасности производства полетов.

Как уже было замечено, наличие сертификата IOSA позволяет многократно уменьшить число взаимных проверок между авиакомпаниями.

Авиакомпания, прошедшая сертификацию, получает ряд рыночных преимуществ, сокращая затраты на лизинг и страхование.

Д. Шамраев подчеркнул, что в ходе аудита проводится внутренняя инвентаризация процесса производства полетов. Авиакомпании оказываются ценные консалтинговые услуги.

На практике авиакомпания в ходе подготовки к прохождению аудита в корне пересматривает не только процессы, которые происходят внутри компании, но и все свои внешние связи, поставщиков, партнеров и т. д., предъявляя теперь новые требования обеспечения безопасности и к ним.

Уральский вариант

В рамках обсуждения на круглом столе процедуры прохождения международного аудита не могла не зайти речь о том, какие конкретно преимущества получает авиакомпания после сертификации IOSA, почему для ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» так важно получить подтверждение соответствия международным стандартам безопасности именно сейчас.

«Несмотря на то, что ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» не является членном IATA, мы приняли решение о прохождении сертификации и начали активную подготовку к внешнему аудиту IOSA. Мы понимаем, что в этих стандартах воплощен передовой опыт ведущих авиакомпаний мира, им просто необходимо соответствовать, если ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» ставит себе задачу продолжать эффективно работать на рынке международных перевозок», — заметил Алексей Фомин.

«Мы сознательно увеличиваем время подготовки, чтобы пройти сертификацию с наименьшими замечаниями. Чем больше будет найдено несоответствий стандарту и чем дольше компания будет их устранять, тем меньше время действия сертификата. Сертификат действителен 2 года после проверки, не хотелось бы один из них тратить на устранение нарушений», — пояснил А. Фомин.

Сейчас авиакомпания проводит трудоемкую и продолжительную работу, связанную с производственной подготовкой летного парка к аудиту. ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» собирается проходить аудит IOSA воздушными судами Ту-154 и A-320. Стоит отметить, что у А-320, которые авиаперевозчик совсем недавно получил в лизинг, система организации эксплуатации и поддержания летной годности адаптирована под требования стандарта IOSA. Российские же воздушные суда требуют дооборудования.

«Сама процедура прохождения аудита недорогостоящая по сравнению с любыми другими видами сертификации, которые предлагаются на международном уровне. Больше средств уйдет на подготовку к аудиту и на процедуру устранения несоответствий стандарту после окончания проверки. Однако этот капитал вкладывается в безопасность, а значит, в будущее авиакомпании», — отметил А. Фомин.

«Например, сейчас ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» проходит внутренний аудит компании «Чешские авиалинии». Проведение внутреннего аудита связано с желанием установить двусторонние взаимовыгодные отношения с международным перевозчиком в рамках кодшерингового соглашения. Количество таких взаимных проверок снизится во много раз, если у нас будет сертификат эксплуатационной безопасности, который принимается всеми ведущими авиакомпаниями мира», — отметил Алексей Фомин.

«Авиакомпания «Чешские авиалинии» прошла аудит IOSA в 2003 году, сразу после введения обязательной сертификации для всех членов IATA. Мы прошли эту процедуру с нулевыми замечаниями. Сейчас мы используем накопленный нами опыт для того, чтобы помочь в прохождении аналогичного аудита компанией «Уральские авиалинии», — рассказал представитель «Чешских авиалиний» в Екатеринбурге Леонард Врышка.

«Тот аудит, который проведут в Екатеринбурге наши специалисты, несколько отличается от аудита IOSA, но очень близок к нему. Он не только поможет нашим уральским коллегам лучше подготовится к сдаче стандартов международной ассоциации, но и даст возможность углубить сотрудничество с нашей авиакомпанией, например в области развития кодшеринга. Кроме того, он будет признан всеми авиакомпаниями — участниками ассоциации «Скайлайн», в которую, помимо нас, входят многие авиакомпании Европы», — отметил Леонард Врышка.

Выводы

Несмотря на то, что прохождение аудита IOSA на данный момент не является обязательным для ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», руководство компании все же приняло решение начать подготовку к сертификации. Стремительный рост пассажиропотока, бурное развитие регионального рынка авиаперевозок заставляют смотреть вперед, делать в настоящем шаги, которые в будущем позволят быть на голову выше своих конкурентов. Не исключено, что в скором времени стандарты IOSA будут приняты за основу национальной системы сертификации безопасности эксплуатационной деятельности авиакомпаний. Кроме того, сертификат IOSA является пропуском в международные альянсы крупнейших авиакомпаний мира: IATA и Sky team. Признание безопасности работы на международном уровне гарантирует совершенно иной статус авиаперевозчика как на внутреннем рынке, так и на рынке международных авиаперевозок.

«Прохождение авиакомпанией «Уральские авиалинии» международного аудита систем безопасности свидетельствует о высоком уровне ее развития, показывает, что наш отечественный авиаперевозчик достиг того же уровня качества оказания услуг, что и ведущие мировые авиакомпании», — подытожил академик Российской академии транспорта, член комитета РСПП по промышленной политике и естественным монополиям Олег Дунаев.


Другие материалы по теме: