Птицепром – сельское хозяйство на промышленной основе

Как известно, Свердловская область традиционно является промышленной – такая специализация складывалась на протяжении более чем 300 лет. Тем не менее, в отношении обеспечения себя продовольствием Средний Урал добился вполне определенных успехов.

Это особенно поразительно, если учесть тот факт, что вся Свердловская область находится в так называемой зоне рискованного земледелия, в которой заморозки в последней декаде июня и в первой декаде августа довольно обычное явление. В связи с этим сельское хозяйство, казалось бы, по определению не может занимать существенного места в структуре экономики Свердловской области.

В то же время еще в 60-х годах теперь уже прошлого века удалось определить ту отрасль сельского хозяйства, которая в данных климатических и экономических условиях вполне может успешно функционировать. Такой отраслью стало птицеводство. Специфика его в том, что из всех сельскохозяйственных производств оно, пожалуй, более других поддается индустриализации. Крупная птицефабрика, такая, к примеру, как Свердловская или же Рефтинская, с точки зрения производства мало зависит от климатических условий – только от источника тепло- и электроэнергии и в большей степени от поставок корма для птицы, который сам является результатом переработки зерна. Потребитель продукции птицепрома находится совсем рядом: Свердловская область – не самая маленькая по населению область в стране.

Предприятия

В условиях плановой экономики в Свердловской области был взят целенаправленный курс на строительство птицефабрик, работающих на промышленной основе. Всего их было построено 13: Асбестовская, Красноуральская, Кировградская, Богдановичская, Рефтинская, Свердловская, Среднеуральская, Первоуральская, Качканарская, Серовская, Тавдинская, Туринская и Нижнетагильская. Предприятия отрасли, как это свойственно плановому хозяйству, были распределены по области примерно пропорционально населению.

Проходившая в начале 90-х годов приватизация этой группы предприятий практически не коснулась. Все работающие в настоящее время на территории Свердловской области предприятия остаются государственными областными унитарными предприятиями. В то же время в апреле этого года имущество Краснотурьинской птицефабрики было передано за долги ООО «Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса», которое пытается наладить производство, вкладывая деньги в эту птицефабрику. По ряду данных, новому собственнику удалось восстановить прежние объемы производства. Краснотурьинская птицефабрика пока остается единственным примером приватизации предприятия этой отрасли в Свердловской области.

Есть и примеры ликвидации предприятий. Так, птицефабрика в Красноуфимске была ликвидирована. Но здесь ситуация особая – дело в том, что фабрика изначально создавалась как племенной питомник, была мало приспособлена к самостоятельному существованию в рыночных условиях, и поэтому с 1999 г. практически не вела никакой финансово-хозяйственной деятельности.

Кроме Красноуфимской птицефабрики прекратили функционировать предприятия в Качканаре, Тавде, Туринске и Асбесте. Таким образом, сегодня фактически работает только 9 предприятий.

Развитие отрасли

В принципе стратегия, направленная на развитие птицеводства на Урале, оказалась верной. Отрасль доказала свою конкурентоспособность уже в условиях экономических реформ. В настоящий момент свердловский птицепром дает примерно 13-14 % всего производства по отрасли в России и уступает лишь Московской области и Краснодарскому краю.

Это связано с тем, что свердловским предприятиям птицеводства в целом удалось сохранить поставщиков и рынок сбыта, чего нельзя сказать, например, о наших соседях из Челябинской области. Между тем, до перестройки в Челябинской области существовали птицефабрики крупнее свердловских. Безусловно, в какой-то степени свою роль в стагнации отрасли сыграли пресловутые «ножки Буша» — куриное мясо из США, которое поставлялось, по сути, по демпинговым ценам и составляло значительную конкуренцию отечественному производителю. Следует отметить, что влияние импорта на рынок сохраняется и сейчас. Так, импорт мяса птицы в Россию вырос за первое полугодие этого года в 3,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Помимо конкуренции с импортной продукцией среди факторов, подкосивших отрасль, можно назвать также рост стоимости кормов. Однако достаточно мощный свердловский птицеводческий комплекс все же устоял при определенной, в том числе и финансовой, поддержке государства.

Но проявляются и негативные тенденции. Так, на протяжении ряда последних лет происходит снижение общего поголовья птицы. В 2000 г. относительно 1999 г. оно составило почти 10%, а в первом полугодии 2001 г. относительно аналогичного периода прошлого года — около 3%. Кроме того, если раньше росло производство яиц, то в этом году оно также стало сокращаться – сказалось снижение общего поголовья птицы.

Повышение цен

В этих условиях птицефабрика «Рефтинская» объявляет о 10%-ном повышении цен на свою продукцию. Представители предприятия объясняют такую политику наличием спроса. Безусловно, эта причина достаточно весома – местные производители контролируют подавляющую часть рынка Свердловской области и ряда соседних регионов (прежде всего это касается автономных округов). Связано это с тем, что возможные конкуренты, кроме Москвы и южных регионов, за последние десять лет или прекратили существование, или оказались в таком финансовом положении, что им трудно развивать конкурентное производство в силу нехватки средств.

В условиях снижения производства можно повышать цены – это вполне рациональное поведение экономического субъекта. В то же время, очевидны и другие причины повышения цен, которые мало зависят от самих птицефабрик. Уже отмечалось, что будучи по сути своей индустриальным предприятием птицефабрика зависит от двух основных факторов — цены на тепло- и электроэнергию и цены на корм для птиц. В последнее время и то, и другое имеет устойчивую тенденцию к росту. Соответственно, с высокой вероятностью можно предположить, что будут расти цены и на конечную продукцию предприятий отрасли – мясо птицы и яйцо.

В этих условиях весьма существенной является политика государства в отношении отрасли. В данном случае государство (конкретно – правительство Свердловской области) выступает как собственник предприятий, несущий ответственность за результаты их финансово-хозяйственной деятельности. Судя по высказываниям областного министра сельского хозяйств и продовольствия Сергея Чемезова, приватизации отрасли не произойдет ни в близкой, ни в отдаленной перспективе. Такая позиция в принципе оправдана – зачем приватизировать прибыльные предприятия, такие как Свердловская и Рефтинская птицефабрики, если часть прибыли они перечисляют в бюджет. В то же время необходимы адекватные меры по снижению себестоимости продукции или хотя бы по сдерживанию роста себестоимости. В качестве таковых предлагается модное в последнее время вертикальное интегрирование: птицефабрика берет находящееся в тяжелом состоянии сельхозпредприятие и налаживает на нем производство кормов. Например, Рефтинская птицефабрика обеспечивает себя кормами за счет сельскохозяйственных предприятий Тугулымского района на 30%, однако большая часть кормов все же завозится из-за пределов области.

В принципе положение местного производителя на рынке Свердловской области и соседей остается достаточно стабильным. Но в условиях роста тарифов на энергию, который трудно контролировать, в долгосрочной перспективе ситуация может измениться.


Другие материалы по теме: