Евгений Мельниченко: При введении саморегулируемых организаций в строительной сфере возрастает монополизм

9 марта 2007 (09:18)

директор Уральского окружного филиала Федерального лицензионного центра Евгений Леонидович МельниченкоНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор Уральского окружного филиала Федерального лицензионного центра Евгений Леонидович Мельниченко.

Евгений Леонидович, как давно осуществляется лицензирование в строительной сфере?

— Институт лицензирования в нашей стране существует с 1991 года. Сегодня он регламентируется Федеральным законом РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который определяет основные принципы лицензирования, полномочия лицензируемых органов, порядок предоставления лицензий, перечень лицензируемых видов деятельности.

Закон устанавливает, что лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

— Лицензию должны получать только строительные организации или проектные тоже? Сколько строительных и проектных компаний в настоящее время находится в Ваших перечнях?

— В соответствии с действующим законодательством лицензированию подлежат следующие строительные виды деятельности, отнесенные Постановлением Правительства от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» к компетенции Росстроя: инженерные изыскания для строительства, проектирование и строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного характера.

По данным единого государственного реестра Росстроя, на территории Свердловской области действует 7 749 лицензий, из них по проектированию — 1 535, по строительству — 6 097 и по инженерным изысканиям — 108 лицензий.

За 2006 год по документам, представленным филиалом, лицензионной комиссией Росстроя выдано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 1 333 лицензии (2005 год — 1 309), в том числе по Свердловской области — 1 194 лицензии (2005 год — 1 188).

— Ваше учреждение выполнят надзорные/контрольные функции или осуществляет только лицензирование?

— Одним из основных направлений деятельности структурных подразделений федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» на территории Уральского федерального округа является организация и проведение мероприятий по лицензионному контролю.

Поэтому особое внимание уделяется увеличению количества и повышению качества проводимых проверок по соблюдению лицензиатами лицензионных требований и условий; результативности и своевременности применения мер воздействия; усилению требований по соблюдению лицензиатами лицензионных требований и условий по вопросам квалификации специалистов; наличию системы контроля качества выполняемых работ, технической базы; более тесному взаимодействию с надзорными, правоохранительными и налоговыми органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; организации четкого и оперативного обмена информацией между ними.

Проверка сведений о лицензиатах и соблюдения ими лицензионных требований и условий осуществляется по приказам руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроя) с предварительным уведомлением лицензиатов в установленном порядке.

За 2006 год специалисты нашего филиала приняли участие в 1 692 проверках выполнения лицензионных требований и условий, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 году, — 1 127 проверок.

Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляются как с выездом по месту нахождения лицензиата, так и с приглашением лицензиатов в структурные подразделения с документами, указанными в уведомлении.

По результатам проверок в первом полугодии 2006 года 235 лицензий приостановлено, 24 лицензии возобновлено, 17 лицензий аннулировано досрочно и по решению суда.

Основными компаниями, с которыми нашему филиалу приходится сталкиваться в негативном плане, в Свердловской области являются ЗАО «Управляющая компания «Новый град», ЗАО «Европейское» и ООО «Завод «Гефест».

— Какие основные нарушения допускают строительные компании?

— При осуществлении мероприятий по лицензионному контролю проводятся проверки организаций на соблюдение лицензионных требований и условий. Основными нарушениями являются:

отсутствие руководителей и специалистов с высшим или средним профессиональным образованием по профилю работ — 10%;

отсутствие технической базы (необходимого оборудования, машин и механизмов) — 10%;

отсутствие у инженерно-технических работников повышения квалификации в установленные сроки и, как следствие, нарушение внутрипроизводственной системы контроля за качеством выполняемых работ — 20%;

выполнение лицензируемой деятельности в нарушение требований законодательства РФ, соответствующих государственным стандартам и нормативно-техническим документам, — 40%.

— Чем вызваны эти нарушения: объективными условиями или недобросовестностью компаний?

— Ответственность за правильность принятия решений, направление деятельности, исполнение требований закона несет руководитель. Нарушение законодательства, работа без разрешительных документов (лицензий, разрешений, экспертиз), несоблюдение строительных норм и правил часто являются следствием погони за сиюминутной выгодой, ненадлежащего контроля за работой исполнителей, нарушения технологии строительных процессов, использования некачественных материалов.

— Считаете ли Вы отмену лицензирования положительной мерой? Как она повлияет на развитие рынка?

— Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 252-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» продлено лицензирование видов деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства. Изменения, внесенные в федеральные законы от 08.08.2001 № 128-ФЗ, 02.07.2005 № 80-ФЗ и от 27.07.2006 № 156-ФЗ, связаны с признанием утратившими силу сроков, в которые осуществляется лицензирование видов деятельности в строительной отрасли, определенных нормами указанных законов. Лицензирование данных видов деятельности продлено.

Неопределенность с принятием законодательной базы вызывает тревогу у строителей, так как на рынок придут организации, не прошедшие государственный контроль, не подтвердившие способность выполнять строительные и проектные работы.

Прекращение лицензирования видов деятельности в строительной отрасли менее чем через 4 месяца, в условиях практического отсутствия на сегодняшний день других реальных методов регулирования, не является оправданным. Эффективность нового подхода и оправданность ожиданий может быть оценена, когда будут разработаны технические регламенты, правила и стандарты в строительной отрасли и проведен эксперимент по работе саморегулируемых организаций. То есть создана вся инфраструктура, необходимая для запуска нового механизма регулирования и обеспечения ответственности перед потребителями. Причем формы объединения физических и (или) юридических лиц и классификация организаций в качестве саморегулируемых организаций должны максимально учитывать специфику строительной отрасли, характеризующейся огромным многообразием работ и услуг и высокой степенью риска при ее осуществлении и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.

В законопроекты, определяющие возможность саморегулирования в строительстве, необходимо включение норм об установлении переходного периода от лицензирования к саморегулированию, в течение которого будут одновременно функционировать две системы регулирования предпринимательской деятельности: лицензирование и саморегулирование. При этом право выбора системы регулирования предпринимательской деятельности в переходный период должно принадлежать исключительно субъектам предпринимательской деятельности. На первом этапе перехода членство в саморегулируемой организации может являться и рекомендацией для получения лицензии.

— Что будут представлять собой саморегулируемые организации в строительной сфере, по Вашим прогнозам?

— Для начала вспомним, как закон трактует понятие «саморегулируемая организация». Это некоммерческая общественная организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющая субъектов одного вида профессиональной деятельности.

Учитывая специфику строительного производства при образовании саморегулируемых организаций, следует исходить из принципа единства инвестиционно-строительного комплекса, начиная от инженерных изысканий до проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

При переходе на саморегулирование в строительной отрасли необходимо исключить возможность создания взамен административных методов монополизации строительного рынка узким кругом субъектов предпринимательства Саморегулируемые организации должны выработать механизмы по обеспечению реального равноправия всех членов саморегулируемой организации, созданию эффективной конкурентной среды и защите представителей малого бизнеса, так как в представленных на данный момент моделях вообще не упоминается о финансово-экономическом обосновании функционирования СРО. Для строительной отрасли, где более половины предпринимателей — малые предприятия и индивидуальные предприниматели, эти вопросы особенно актуальны, учитывая наличие значительных рисков при возведении зданий и сооружений и последующей их эксплуатации.

Законопроект о саморегулируемых организациях в строительстве находится на рассмотрении в Государственной Думе уже почти три года. До его рассмотрения необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс, касающиеся введения института саморегулируемых организаций в строительной отрасли. Данный законопроект вызывает споры и требует доработки по главным его составляющим: определению сферы деятельности СРО, критериям членства в этих организациях, выработке механизма коллективной ответственности перед потребителями проектно-изыскательской и строительной продукции, а также требованиям по страхованию ответственности.

Российские либералы сегодня разрушают порядок допуска на рынок и хотят передать эти функции далеко не демократичным новообразованиям, не понимая, что своими действиями уничтожают малый и средний бизнес. Мировая практика показывает, что при данной схеме управления производством возрастает монополизм и резко ограничивается развитие свободной конкуренции, малого и среднего бизнеса.


Другие материалы по теме: