«Коммерсантъ», Татьяна Шушакова пишет: «Финпромко» открывает туристический сезон»

29 марта 2007 (10:43)

Компания купила турагентство «Виста»

Крупнейшее уральское объединение заводов «Финпромко» объявило о покупке екатеринбургского турагентства «Виста». С помощью нового бизнеса холдинг намерен получить дополнительную прибыль, а также сэкономить на реализации социальной программы по организации отдыха сотрудников. У участников рынка сделка вызвала удивление — они считают региональный туристический бизнес непривлекательным для инвестиций из-за низкой рентабельности — 5-7%, и больших рисков, связанных с изменениями в федеральном законодательстве.

Стороны не разглашают сумму сделки, но, по разным оценкам экспертов, она составила порядка 150-180 млн рублей. Как рассказал «Ъ» директор по развитию «Финпромко» Максим Пузанков, одной из основных причин покупки турагентства стало активное развитие холдингом гостиничного бизнеса. «Мы владеем санаторием в Адлере, гостиничным комплексом в Болгарии, в этом году планируем покупку отеля в Турции и строительство объекта в Сочи. В перспективе планируется дальнейшее увеличение отельной базы, в связи с чем появилась необходимость в наличии собственного туроператора, который займется организацией туристических поездок», — пояснил господин Пузанков.

«Финпромко» объединяет предприятия машиностроительной и смежных отраслей в Уральском регионе. В частности в него входят: ОАО «Пневмостроймашина», ОАО «Уральский завод АТИ», ОАО «Егорьевский завод АТИ», ОАО «Косулинский абразивный завод», ОАО «ТИЗОЛ», ОАО «Белоярский экспериментально-инструментальный завод», ОАО «Уральский финансово-промышленный банк», ЗАО «Компания Уралтехнолизинг» и ЗАО «Страховая компания Финпромко». Кроме того, холдинг занимается и гостиничным бизнесом, в его составе санаторий на 400 мест «С. С. С. Р. » (Адлер), гостиничный комплекс «Бултрак-Панорама» (Албена, Болгария). Президент объединения — Анатолий Павлов, который является основным владельцем объединения.

ООО «Международное турагентство «Виста» основано в 1992 году в Екатеринбурге, до продажи принадлежало топ-менеджеру Василию Кривохижину. Компания является крупнейшим в России туроператором по США, одним из лидеров в Уральском регионе среди турагентств. По итогам 2006 года «Виста» отправила на отдых более 13 тыс. человек, оборот составил — порядка 400 млн рублей (рост на 300% по сравнению с 2005 годом).

С помощью нового актива «Финпромко» хочет получить дополнительную прибыль и сэкономить на реализации социальной программы по организации отдыха сотрудников. Так, по словам Максима Пузанкова, холдинг еженедельно отправляет на отдых порядка 100 человек (всего на предприятиях объединения работает 16 тыс. сотрудников — «Ъ»). «Ранее мы сотрудничали по этому направлению с турагентством «Крылья», сейчас будем справляться собственными силами, что позволит сэкономить несколько миллионов рублей. Кроме того, турагентство принесет холдингу дополнительную прибыль за счет организации турпоездок других частных лиц», — пояснил он.

В то же время экс-владелец «Висты» Василий Кривохижин, который останется в должности топ-менеджера компании, объяснил причину продажи бизнеса отсутствием крупных инвестиций, в которых нуждалось турагентство. «Совершив эту сделку, мы получили возможность оперативно развиваться и финансировать проекты, ранее отложенные нами», — сказал он. В «Финпромко» указали, что в 2007 году инвестиции в турагентство составят порядка 15 млн рублей. Эти средства будут направлены на увеличение оборота в 2007 году до 1,2 млрд рублей и расширение географии присутствия компании в Уральском регионе, а также в Москве и Санкт-Петербурге. В долгосрочных планах «Финпромко» создание на базе агентства и отельной базы — отдельного туристического холдинга.

Если позиция господина Кривохижина насчет продажи бизнеса стала для участников уральского туристического рынка понятной, то мотивы приобретения нового актива «Финпромко» вызвали у них удивление. Так, по словам опрошенных «Ъ» руководителей турагентств, многие региональные игроки не выдерживают конкуренции с федералами и уходят с рынка. Среди последних значимых сделок — турецкий туроператор TEZ TOUR купил агентство «Спутник» (Екатеринбург), московский оператор «Капитал-Тур» — «Променад», «Ассент-трэвел» — фирму «Бархатный сезон».

На фоне этих сделок, действия «Финпромко» участникам рынка показались странными. Директор представительства «Натали Турс — Екатеринбург» Олег Хигер считает, что в качестве извлечения прибыли региональный туристический бизнес малопривлекателен: «Его рентабельность низкая — всего 5-8%, в то время как у розничной торговли, например, — от 20% и выше». Со словами господина Хигера согласилась директор клуба путешествий «Крылья» (контролирует авиакомпания «Уральские авиалинии») Наталья Обожина, которая считает, что «Финпромко» мог выбрать более выгодный бизнес для инвестирования: «Так, для «Уральских авиалиний» наличие турфирмы «Крылья» — это, прежде всего, своя сеть розничных продаж, а не дополнительный источник прибыли», — привела пример госпожа Обожина.

Опрошенные «Ъ» участники рынка полагают, что для «Финпромко» экономически выгоднее было бы сотрудничать с турфирмами в рамках соцпрограмм, нежели покупать актив. Поэтому они сочли эту сделку исключением в рамках общей консолидации бизнеса, нежели новой тенденцией — увлечение уральскими промышленниками туристическим бизнесом.


Другие материалы по теме: