Кирилл Ершов: За 2006 год по нашим постановлениям было наложено административных штрафов на сумму почти в 900 тысяч рублей

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил свердловский межрайонный природоохранный прокурор Кирилл Евгеньевич Ершов.

— Кирилл Евгеньевич, каковы итоги деятельности Вашего ведомства в 2006 году? В какой сфере отмечено наибольшее количество нарушений природоохранного законодательства?

— В 2006 году количество нарушений природоохранного законодательства не уменьшилось. В целом можно отметить тенденцию увеличения числа лиц, привлеченных к административной ответственности. При этом акцент делался на привлечении к ответственности руководителей предприятий. Возросло и количество исков. Также за отчетный период по нашим постановлениям наложено административных штрафов на сумму почти в 900 тыс. руб.

Основной проблемой стали нарушения в сфере строительства, что в немалой степени обусловлено значительным ростом объемов застройки в городе. К сожалению, это привело к ряду негативных последствий, в том числе к увеличению правонарушений в области экологии.

Как правило, застройщики начинали работы на объекте, не получив своевременно заключения экологической экспертизы, и лишь в ходе строительства, по нашему требованию, узаконивали проектные документы. Также имело место отсутствие согласований ряда контролирующих органов.

При строительстве зачастую происходит вырубка зеленых насаждений, что вызывает возмущение граждан. Конечно, Екатеринбург развивается и незанятых площадок на его территории становится все меньше. Город наступает на лес, и избежать развития этого процесса невозможно. Но в этом вопросе грамотную политику должны проводить органы местного самоуправления. С точки зрения экологии вырубка может быть законной и обоснованной, но нужно учитывать социальный аспект. Если речь идет о небольшом природном парке, то, вероятно, не стоит его вырубать, а нужно оградить и сохранить, потому что в городе не так много подобных мест.

В принципе, лес нужно рубить, потому что после определенного возраста он не приносит пользы экологии и не может быть использован в производстве. В Свердловской области вырубается только 40% от того объема, который необходимо вырубать. Вопрос в том, что после вырубки необходимо засаживать участки. Между тем вырубка зачастую производится не в предназначенных для этого местах, а ближе к населенным пунктам, на участках, до которых легко добраться. В этом плане, конечно, должен осуществляться государственный контроль и должна проводиться государственная политика.

— Какие меры пресечения могут быть применены к нарушителям?

— Меры пресечения могут применяться самые различные. В случае самовольного строительства (строительные работы без оформления необходимых землеотводных документов) по решению суда объект может быть снесен или передан владельцу участка. Многие застройщики оказались заложниками ситуации, при которой предварительное согласование от глав местного самоуправления получено, а постановление, разрешающее строительство, — нет. Но компания, экономя время, начинает строить. Между тем это грубейшее нарушение законодательства, которое может привести к самым серьезным наказаниям. Ведь эти, казалось бы, формальные разрешения могут превратиться в неформальные, если, например, в ходе исследования окажется, что под строительной площадкой протекает подземная река или наличествуют какие-то пустоты. Это вполне возможно на Урале, где геологическая ситуация не очень благополучна.

Действенными мерами пресечения, безусловно, являются административные штрафы, приостановка строительства и прекращение деятельности компании. Ранее штрафы были незначительными, они составляли 40—50 тыс. руб., что для застройщика, конечно, не представляет значительной суммы. Однако в настоящее время законодатель увеличил размер штрафных выплат. И я считаю, что меры ответственности, предусмотренные новым законодательством, действуют на участников строительного рынка отрезвляюще.

— По каким еще направлениям работала Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура в 2006 году?

— После строительства одним из наиболее распространенных нарушений является неисполнение законодательства в сфере обращения с отходами. На подведомственной нам территории фактически нет мусороперерабатывающих предприятий, поэтому полигоны складирования отходов превращаются в настоящее мусорное кольцо вокруг Екатеринбурга и становятся угрозой для жизнедеятельности города. С другими МО складывается аналогичная ситуация.

Единственное наше «достижение» в сфере механизации процесса переработки — это строительство первоуральской сортировочной линии. Но ее оборудование шло настолько долго, что к моменту запуска она уже устарела. Кроме того, нам нужна не только сортировка, но и глобальная переработка отходов. Я считаю, что в настоящее время строительство перерабатывающих предприятий — золотое дно для предпринимателей.

В то же время не у каждого муниципального образования есть полигон, соответствующий всем требованиям закона: ведь для складирования отходов необходимо выделить землю, получить заключения различных контролирующих органов. Хотелось бы видеть в этом вопросе более активную политику муниципалитетов.

К сожалению, не все административные органы ответственно относятся к вопросу переработки и складирования мусора. В нашей практике был случай, когда заместитель главы Сысерти, в настоящее время не работающий больше в этой должности, разрешил своим постановлением вываливать мусор вдоль дороги, ведущей из города!

По-прежнему остро стоят вопросы охраны лесов. Это, в частности, связано с многочисленными реорганизациями контролирующих органов в этой области. В результате административных преобразований у нас фактически 2 года не было лесной охраны, так как государственный контроль в этот период возлагался на небольшое отделение из 8 человек. И эта группа должна была контролировать целую область! В настоящее время на базе ГУВД создано отдельное подразделение в составе около 500 человек, которые будут заниматься в том числе и вопросами лесной охраны. Создано также Главное управление лесами, на которое возложены функции контроля.

Также в 2006 году мы работали по направлению застройки в водоохранных зонах. Не снята на подведомственной нам территории и проблема по вывозу снега. Дело в том, что для мест складирования снега необходимо выделять землю, так же как и для любого другого места хранения отходов. Оставлять снег на территории города опасно, так как на дорогах остается много вредных веществ, свинец, продукты горения в очень сильной концентрации. Между тем некоторые организации крайне недобросовестно относятся к своим обязанностям по уборке улиц. Так, мы задержали несколько машин, которые вываливали снег в Исеть!

В принципе, существует мировая практика выпаривания снега. При этом оставшаяся грязь собирается отдельно и вывозится. Но это достаточно дорогой процесс. К сожалению, на муниципалитеты законодатель возложил много функций, а средств на их выполнение не хватает.

В целом типичными нарушениями природоохранного законодательства, допускаемыми хозяйствующими субъектами, являются отсутствие разрешений на выброс вредных веществ в атмосферу (ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), осуществление деятельности по обращению с опасными отходами без лицензии (ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), отсутствие лицензии на деятельность по использованию водных объектов и заключенного договора (сброс в водные объекты сточных вод). На ряде предприятий не организован учет образовавшихся, использованных, переданных, а также размещенных отходов (ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

— Какие направления работы Вашего ведомства запланированы на 2007 год?

— В 2007 году мы фактически продолжим работать по перечисленным направлениям.

Кроме того, мы проводим регулярные проверки деятельности промышленных предприятий. Также плановое инспектирование в этой сфере проводит Управление Ростехнадзора по УрФО. Наибольший вред окружающей среде приносят предприятия топливно-энергетического и металлургического комплексов. Но хочется отметить, что чем крупнее предприятие, тем серьезнее оно относится к вопросам экологии. Особенно это относится к металлургии. Промышленные компании вкладывают серьезные финансовые средства в восстановление экологии и осуществляют долговременные программы модернизации производства.

В частности, крупнейшая реконструкция ведется в настоящее время на СУМЗе. Это, наверное, одно из самых неблагополучных предприятий в сфере экологии, но реализуемая там программа позволит жителям Первоуральска дышать свободнее.

Также в 2007 году мы планируем работать над соблюдением законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений. Эта работа уже начата. Мы проводили проверки в течение 2006 года, а сейчас обобщаем информацию. Особенно актуальны эти меры в связи с проведением противопаводковых мероприятий. В области много сооружений, которые были брошены собственниками, но при этом они до сих пор несут определенную нагрузку и, естественно, должны содержаться в надлежащем состоянии.

— Какие органы осуществляют надзор и контроль в сфере экологии?

— У нас создан целый ряд контролирующих органов, которые должны заниматься вопросами охраны природы и экологической безопасности. Промышленными предприятиями в первую очередь занимается Управление по атомному, экологическому и технологическому контролю по УрФО и органы Роспотребнадзора. За соблюдением законодательства в сфере охране воды и недр следит Управление Росприроднадзора по Свердловской области. Охрана животного мира находится в ведении Россельхознадзора.

В результате государственной реформы в сфере природоохранного законодательства решение вопросов экологии было передано в ведение субъектам Федерации, в частности областному министерству природных ресурсов. Безусловно, проблема соблюдения законодательства и пресечения противоправных действий является и задачей органов внутренних дел. Мы свою задачу видим в координации действий всех заинтересованных служб.

К сожалению, по-прежнему недостаточную активность проявляет общественность. Я делаю такой вывод в связи с относительно небольшим объемом обращений, поступающих в контрольные и надзорные органы.

Между тем гражданин имеет конституционные права, в том числе право на жизнь и здоровье, и должен за них бороться в том случае, если они нарушаются. Если мы будем проходить мимо фактов нарушения природоохранного законодательства сегодня, то завтра бороться будет уже поздно.


Другие материалы по теме: