Агентство «Рус-Рейтинг»: Уровень рейтинга напрямую влияет на степень доверия к банку со стороны рынка, на желание с ним работать и на объемы вложений в банк

2 мая 2007 (13:53)

УрБК, Москва, 02.05.2007. «Рейтинг (кредитный рейтинг), что следует отличать от рэнкинга, представляет собой оценку уровня риска выполнения банком своих обязательств, уровень финансовой устойчивости банка», — рассказала УрБК старший аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Елена Николаенко, комментируя значение банковских рейтингов.

«Другими словами, рейтинг отображает инвестиционное качество и помогает оценить потенциальный риск взаимодействия инвесторов, кредиторов с банком. При этом рейтинг учитывает не только способность банка платить по своим обязательствам (то есть его фактическую и потенциальную кредитоспособность), но и желание банка платить. Причем для оценок последнего момента более важным являются не финансовые показатели банка, а скорее оценка его владельцев», — отметила Е. Николаенко.

«Кроме того, на фоне наблюдаемой стабилизации финансового рынка, по сравнению с 90-ми годами, статус рейтинга (банков, компаний или отдельных финансовых продуктов) в понимании российского рынка также изменился. Сейчас рейтинг — это не просто оценка надежности банка независимыми экспертами, а скорее помощь в определении инвестиционных горизонтов для участников рынка», — полагает Е. Николаенко.

«Так как способность банка выполнять свои обязательства зависит от множества факторов финансового и нефинансового свойства, то и принятие окончательного решения об уровне кредитоспособности банка базируется на комплексной оценке совокупности всех этих факторов. Основными же элементами рейтингового процесса являются: оценка собственников банка, уровень корпоративного управления, чувствительность банка к уровню политических рисков, уровень капитализации банка и возможности по наращиванию капитала, качество активов, устойчивость и стабильность их фондирования, ликвидность и рентабельность деятельности банка, уровень развитости рыночных позиций банка и их масштабы», — сообщила Е. Николаенко.

«Причем если речь идет просто о взаимоотношениях на межбанковском рынке, то, как правило, банки довольствуются собственными аналитическими службами, хотя и в этом случае наличие рейтинга у банка (при условии, что это рейтинг агентства, имеющего статус и репутацию на рынке) будет играть решающую роль при выборе банка-контрагента. Если же речь идет об участии в капитале, о кредитовании банка в серьезных объемах и на длительные сроки, то наличие рейтинга всегда будет аргументом в пользу сотрудничества и стоимости этого сотрудничества. Работа на международном рынке фактически невозможна без рейтинга», — считает Е. Николаенко.

«Таким образом, уровень рейтинга напрямую влияет на степень доверия к банку со стороны рынка, на желание с ним работать и на объемы вложений в банк. Наличие рейтинга само по себе уже говорит об определенной публичности банка. Динамика изменения рейтинга (в лучшую или в худшую сторону) также будет влиять на масштабы сотрудничества с банком в ту или иную сторону», — заключила Е. Николаенко.


Другие материалы по теме: