«Уральский рабочий»: «Бюджету дали срок»

30 мая 2007 (10:52)

Как и на что жить, не может не волновать. Особенно сейчас, когда в Госдуме искали ответ на этот вопрос на перспективу — на три года. И вот что из этого получилось.

«Пилить» будут реже

Прежде всего о том, почему отказались от прежней практики ежегодного принятия бюджета и какую выгоду рассчитывают получить от нововведения. По словам министра финансов Алексея Кудрина, тем самым «мы лучше будем планировать нашу жизнь, лучше будем планировать и успехи наших бюджетных учреждений», а сам трехлетний бюджет должен стать «залогом долгосрочной устойчивости, стабильности и диверсификации нашей экономики».

Тут простая арифметика. Если раньше лоббисты ежегодно, как выражаются в народе, «дербанили» бюджет, пытаясь увеличить государственные расходы по отдельным статьям (что им часто и удавалось), то теперь этот «пир» будет раз в три года. Соответственно снизится и потенциал лоббизма, и темпы роста госрасходов. Гарантом чему, например, то, что общие объемы расходов расписаны и по статьям трехлетнего бюджета. И совсем немного остается нераспределенным: 0,5% ВВП в 2009 году и 0,9% ВВП в 2010 году. А если кто-то захочет увеличить госрасходы, то он должен будет найти для этого «лишние» деньги в бюджете. А значит, между ведомствами и министерствами повысится конкуренция в части доказательств, что именно они наиболее эффективно тратят бюджетные деньги.

Как образно выразился А. Кудрин, Россия похожа на спортсмена, который хоть и обгоняет других, но делает это благодаря нефтегазовому допингу. И за «трехлетку» поставлена задача «соскочить» с иглы.

— Трехлетний бюджет — это бюджет одновременно и долгосрочной устойчивости, и диверсификации нашей экономики, то есть снижение зависимости нашей экономики от нефти и газа, — говорит глава Минфина. — Прирост нашей экономики в ближайшие три года будет осуществляться в основном за счет развития промышленности, производства, товаров, услуг и прежде всего инновационных типов продукции.

Разработчики трехлетнего бюджета убеждены, что он позволит поддерживать высокие темпы экономического роста и поспособствует повышению чуть не в два раза размера средней заработной платы к 2010 году. А количество бедных, у кого доходы ниже прожиточного минимума, сократится в результате выполнения трехлетнего бюджета — до 15 млн человек. Чему поспособствует и увеличение пенсий, так как пенсионеры составляют львиную долю живущих за чертой бедности.

Предупреждая возможные упреки, что это разгонит инфляцию, так как пенсионеры свою прибавку оставят на рынках и в магазинах, А. Кудрин подчеркнул: инфляция к 2010 году снизится до 6%, а при оптимистическом сценарии и до 5%.

Правда, Кудрин самокритично признал, что названные им цифры носят приблизительный характер. «Чтобы по-настоящему научиться заглядывать вперед, я думаю, потребуется еще два года», — сказал министр.

Правда, благостность картины нарушают некоторые нестыковки, о которых мы и поговорим.

Что нам «подбрасывают»

Коли параметры бюджета будут оставаться неизменными все три года, то, значит, не может быть и речи о налоговой реформе. Тогда как промышленности для ускоренного развития нужно, к примеру, снижение НДС. Ведь в этом случае сократятся налоговые поступления, а значит и возможности государства выполнять взятые на себя в рамках трехлетнего бюджета социальные обязательства.

И как решить проблему диверсификации экономики, уменьшение в ней сырьевой составляющей, если не трогать налоги? Понимая это, Минэкономразвития и Минфин подготовили предложение по увеличению в пять раз налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газовиков. Что и компенсирует выпадающие доходы бюджета из-за снижения НДС. Чему Газпром, естественно, будет противиться, имея для этого немалые возможности. И уже сейчас очевидно, что всерьез говорить о повышении НДПИ можно будет только в следующей «трехлетке». Но самое неприятное — это, конечно, лукавство с ростом благосостояния пенсионеров. Почему, например, средние зарплаты возрастут почти вдвое, а пенсии всего на 65%? Тогда как в мире важнейшим показателем является соотношение между зарплатой и пенсией: среднемировой показатель — это 40% от зарплаты. А в Европе так и вовсе 60%. И снижение этой доли до 20% считается нарушением конституционных прав граждан в части пенсионного обеспечения.

У нас же по планам Минфина получается, что к 2010 году среднероссийская пенсия будет равна 22% зарплаты. И если все останется по-прежнему, то, по прогнозу начальника Экспертного управления президента Аркадия Дворковича, как раз за «трехлетку» этот показатель может снизиться до 15—17%.

Да и с уровнем бедности много натяжек. Так, у нас в стране до сих пор размер минимальной оплаты труда не приведен в соответствие с прожиточным минимумом. А последний, по экспертным оценкам, занижен чуть не в два раза. Но даже на этот заниженный уровень минимальной зарплате не удается выйти за период выполнения трехлетнего бюджета.

«Изюминкой» же «долгоиграющего» бюджета является то, что в него заложены расходы на реформирование ЖКХ.

Взялись за трубы и краны

Напомним, что идею создания специального фонда ЖКХ выдвинул президент Владимир Путин в своем ежегодном послании: «У меня есть конкретное предложение: направить на эти цели значительные доходы, может быть, от продажи активов компании «ЮКОС». И таких доходов, по оценке Минфина, будет где-то 400 млрд рублей. И они все поступят в бюджет согласно принятому закону.

Уже есть наметки, как эти деньги будут потрачены. 100 млрд «юкосовских» рублей пойдет на переселение из аварийного и ветхого жилья, а 150 млрд — на ремонт жилого фонда. Причем из этих денег 10 млрд рублей будут потрачены уже в 2007 году.

Оставшиеся 240 млрд рублей будут внесены в уставный фонд государственной корпорации, которая и займется реформированием ЖКХ с 2008 года. В ней будет создано правление, в которое войдут представители правительства. Но госкорпорация тем не менее будет самостоятельной, а не приписанной к какому-то министерству. Подобная форма выбрана для того, чтобы сделать финансирование расходов на реформирование ЖКХ более эффективным, так как, по словам замминистра экономразвития Андрея Белоусова, «у нас нет опыта расходов в таком объеме, когда объекты рассредоточены по всей стране и находятся в ведении регионов и муниципалитетов».

Соответственно, и у нас в Свердловской области следует готовиться к тому, чтобы эффективно потратить «коммунальные» деньги, тем более что они начнут поступать уже со следующего года. И продумать вопрос о координации с госкорпорацией по ЖКХ, которой вменяется в обязанность следить за тем, как выделяемые средства будут тратиться на местах.

Андрей Морозов.


Другие материалы по теме: