«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Веселые и не очень кроссворды Хайлигендамма»

8 июня 2007 (10:58)

Клуб G8 — лидеры «большой восьмерки»: Германии, США, Великобритании, Франции, Канады, Италии, Японии, России — открыл вчера в германском Хайлигендамме (в буквальном переводе с немецкого это Белый Город у Моря) двухдневную официальную дискуссию о проблемах в мировой экономике, региональных конфликтах, изменениях климата. Причем последний из перечисленных вопросов стоит, по предложению председательствующей в этом году в G8 Германии, в повестке дня главным — наряду с проблемами Африки: нищетой и болезнями на этом континенте.

К слову, не лишенная, видать, чувства юмора канцлер Германии Ангела Меркель на неформальном обеде, данном ею в честь гостей — остальных членов клуба, так обрисовала комплексность решения обеих проблем: «Надо помочь Африке, тем более что скоро все там будем…».

Надо сказать, юмор по отношению к G8 со стороны мировой прессы, общественности, политических деятелей, экономистов, а теперь уже, как видим, и со стороны самих участников клуба становится чуть ли не признаком хорошего тона. Например, буквально вчера обычно серьезная лондонская «The Times» опубликовала, на мой взгляд, веселую статью под названием «Все, что вы хотели и не хотели знать о G8». Говоря о 100 тысячах недовольных экологах, скваттерах, антиглобалистах, антикапиталистах, антивоенных активистах и множестве других анти-, что поселились в огромных палаточных городах вокруг Хайлигендамма, газета с чисто английским юмором подытоживает: «Может быть, кто-то даже взял с собой мыло». Сообщая же о знании этими самыми анти- состава «клуба восьми», газета приводит свидетельства, что они не могут перечислить всех его членов; во всяком случае, Канаду и Италию назвали единицы. Однако абсолютно все опрошенные уверены, что «восьмерка», население которой составляет не более 10 процентов от общего количества землян, узурпировала 65 процентов всех мировых богатств — нет, чтобы поделиться. Естественно, «протестанты» как могут и с чем могут идут в атаку — вот и сейчас в Германии фортификационные бои.

Впрочем, если серьезно, то именно проблема «чем и как делиться» — гвоздь программы всех последних встреч самих членов G8, но притом очевидно, что каждый из участников дискуссий старается не упустить своего и одновременно надкусить то, что в руках другого. Противоречия между Америкой и Европой, Европой и Россией, разногласия внутри самого Старого Света настолько глубоки, что «восьмерке» действительно легче говорить об Африке, а средствам массовой информации — показывать многокилометровую стену, отделяющую лидеров G8 от окружающего мира, которую валит пехота антиглобалистов, тоже непонятно — зачем. Получается, что со всех сторон — один большой пиар. Ведь если честно, то в регламенте саммитов G8 нет места каким-то общим документам, несущим в себе взаимные обязательства со стороны стран-участниц по отношению друг к другу либо к остальному миру. Рекомендации, пожелания — вот вершины, к которым приходят в ходе дискуссий, обедов и ужинов.

Но все же я бы не стал вслед за некоторыми публицистами утверждать, что суть подобных встреч — «разговоры ни о чем». Во-первых, сам факт бесед за одним столом сильных мира сего дает этому самому миру надежду. Во-вторых, помимо обсуждения общих тем, проводятся двусторонние встречи, и не в последнюю очередь из такого общения произрастает и личная дружба глав государств, и составляется система сдержек и противовесов — тоже своеобразная гарантия стабильности в мире. В-третьих, снижается опасность прямого столкновения интересов, тем более — военного столкновения мощных держав, случись которое, не дай бог — всему остальному миру едва ли удастся выжить.

Президент России Владимир ПУТИН вчера и сегодня беседует с членами этого элитарного клуба — с каждым с глазу на глаз. Едва ли кто ожидает, что тут же последует прорыв в решении многочисленных проблем и разногласий. Но изложение позиций из первых уст, как правило, вернее ведет к сближению, нежели громогласные заявления и показательные акции на публику. Вообще, решение кроссвордов политики — дело тонкое, тут нужны как глубокое знание предмета, так и интуиция — наряду с выбранной верно интонацией в переговорах. Ореол некой тайны, скрытой от широких глаз, — фишка любого клуба; G8 не исключение.


Другие материалы по теме: