Уральский рынок нефтепродуктов – между ОПЕК и «Сибнефтью»

Осенний рост цен на нефтепродукты – явление, привычное не только для уральских оптовых поставщиков и розничных покупателей ГСМ, но и для всех участников нефтяного рынка России в целом.

По наблюдениям экспертов, в сентябре – октябре, как правило, происходит резкий скачок цен на бензин и дизельное топливо, в ноябре стоимость горючего стабилизируется, а в зимний период нередко наблюдается даже снижение «нефтяных» цен. Поэтому предстоящие перемены на уральском рынке ГСМ никого, по большому счету, не шокируют. Интерес вызывает лишь конкретный процент, на который «подскочит» цена бензина и дизельного топлива. Как заявил начальник Свердловской областной нефтеинспекции Людвиг Иванов, ценовые изменения во многом зависят от того, какие экспортные квоты установит российское правительство. «Вторым фактором, влияющим на цены нефтепродуктов, является ценовая политика, проводимая НК «ЛУКойл» и «Сибнефть», пытающимися сохранить лидерство на местном рынке, – считает Людвиг Иванов. – Небольшим компаниям придется подстраиваться под них».

Игроки

Наблюдения аналитиков первого из уральских нефтяных лидеров – «Сибнефти» – сводятся к тому, что в каждом конкретном регионе цены на горючее осенью меняются по-своему – в зависимости от местных факторов (спрос на топливо, напряженность обстановки в период уборочной кампании, количество участников регионального рынка нефтепродуктов и т.п.). Кстати, в Свердловскую область львиную долю горючего (около 70%) ввозит именно Сибнефть. Порядка 15% поставок контролирует ЛУКойл, оставшиеся 15% рынка делят между собой независимые поставщики ГСМ. Таким образом, нефтяной климат на Урале во многом формирует позиция Сибнефти. Однако поведение лидера пока не меняется. В местном представительстве Сибнефти – ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» – не отрицая существования планов повышения цен на горючее, пока воздерживаются от озвучивания конкретных дат и процентов. Как пояснил начальник отдела поставок и продаж ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» Андрей Дайбов, все будет зависеть от поведения НК «ЛУКойл». «Если эта компания повысит цены, мы будем вынуждены подстроиться под ее политику», – заявил А. Дайбов. По его словам, несмотря на то, что ЛУКойл уже заявил о повышении своих цен, стоимость нефтепродуктов на рынке остается прежней.

Рост цен

Справедливости ради стоит отметить, что небольшие изменения региональных цен на горючее все же произошли. После того как 20 августа ЛУКойл объявил о повышении цен на свою продукцию, подорожал на 3,5% бензин марки АИ – 76 и дизельное топливо. Это не удивительно – низкооктановое и цетановое горючее во время уборочной кампании становится более востребованным, чем в другое время года, и на повышении цены на него оптовики традиционно имеют дополнительную прибыль. Тонна горючего от ЛУКойла подорожала в Свердловской области примерно на 200 рублей. По данным компании, этот уровень цен не является окончательным. Цены на сентябрь станут известны в ближайшие несколько дней, и вероятнее всего, они будет выше существующих.

Дополнительным мотивом для повышения отпускных цен на жидкое топливо у производителей и перепродавцов традиционно являются мировые колебания цен на нефть. По прогнозам аналитика инвестиционной компании «Уником Партнер» Дмитрия Казина, в ближайшее время они будут повышаться. «Дело в том, что ОПЕК старается удержать цену на смесь марки «Брент» в ценовом коридоре от $23 до $28 за баррель, поэтому как минимум до конца этого года цена на нефть будет колебаться в этом интервале. В конце июля – начале августа цена «Брента» достигла минимума ($22,5 за баррель) и в настоящий момент постепенно повышается. Что касается рублевых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России, то скорее всего они в ближайшее время вырастут, так как российские нефтеперерабатывающие компании будут вынуждены продавать государству ГСМ по льготным ценам для обеспечения сельскохозяйственных уборочных работ и скорее всего будут компенсировать свои потери за счет повышения розничных цен на нефтепродукты», – пояснил Д. Казин. Напомним, правительство РФ заложило в бюджет-2002 цены на нефть на уровне $ 20 за баррель. На этом основываются мнения других экспертов – даже если к ноябрю цена нефти на мировом рынке достигнет максимума, предельный рост цен на горючее сможет достичь лишь 5-8%. Объективных причин для более серьезных колебаний стоимости ГСМ на сегодня нет.

По большому счету, самым серьезным условием динамики или статики бензиновых цен на Урале является и останется поведение лидеров рынка. Однако и их влияние не безгранично. Традиционно на разнице цен крупных компаний и ожидании потребителя играют так называемые «свободные конкуренты» – небольшие компании-поставщики горючего. Их козырь – относительно большое количество партнеров-производителей, с одной стороны, и отсутствие необходимости содержать мощную структуру – с другой. Поэтому они могут позволить себе позицию выжидания и использовать временной ресурс, чтобы поторговаться с производителями. Например, Фонд содействия обеспечению Свердловской области нефтепродукцией «Урал-Бизнес-Нефть», в число партнеров которого входит упомянутый ЛУКойл, может сместить акцент своего внимания на других своих партнеров – «Тюменскую нефтяную компанию», «Башнефтехим» или Торговый Дом «Онако». Вне зависимости от стратегических планов «Урал-Бизнес-Нефть» не намерен делать резких ценовых движений в обозримом будущем. По словам и.о. начальника отдела ГСМ Фонда Юрия Петрова, никаких изменений своей политики «Урал-Бизнес-Нефть» не намечает. «Несмотря на то, что уборочная уже началась, дефицита на топливо и бензин пока не образовалось», – заявил Ю. Петров.

Последствия

Так или иначе, рост цен на ГСМ неминуем, но не вечен и не катастрофичен. Каковы могут быть его последствия? Прежде всего, они скажутся на владельцах и арендаторах автомобилей – не исключено, что пятипроцентный рост отпускной цены на горючее обернется 7-10%-ным скачком цен в точках розничной продажи бензина – на автозаправках. Не стоит забывать и о том, что в эти 50-80 копеек, если говорить о бензине АИ-92, будет заложено и намечающееся снижение потребления бензина пользователями автомашин – известно, что 15-20% автолюбителей предпочитают не пользоваться своим транспортным средством поздней осенью и зимой. Кроме того, поставщики топлива не забудут о необходимости компенсировать грядущее снижение темпов роста «нефтяных» цен, которое также ожидается в зимнее время. Безусловно, изменение цен на топливо, причем не только в масштабах Урала, но и по российским меркам, приведет к росту цен на те товары народного потребления, для реализации которых требуются транспортные перевозки, – то есть практически на все. Впрочем, как полагают наблюдатели, поскольку резких колебаний ни на одном рынке страны нет и не предвидится, на фоне общего сезонного роста цен увеличение транспортной составляющей стоимости товаров, если оно будет проходить естественным путем, не сможет шокировать ни оптовиков, ни розничных покупателей.

Другой вариант развития событий – экономически более выигрышный для нефтепродуктовых производителей и оптовиков, хотя и более рискованный. Лидеры производства и продаж могут повысить цены на несколько больший уровень, чем это необходимо в соответствии с требованиями сезона и региона. Если так поведет себя «Сибнефть», то удар по потребителям жидкого топлива будет куда более заметен и приведет к гораздо более ощутимой ценовой волне. Впрочем, более осторожные конкуренты, несмотря на свое менее определяющее положение на рынке, именно такую ситуацию смогут использовать с максимальной выгодой для себя, действуя по принципу естественного демпинга. К тому же их популярность и рост объемов продаж могут заставить лидера рынка пойти на компромисс и снизить цену. Вопрос лишь в том, как долго в этом случае флагман будет удерживать искусственно завышенный уровень цен. С этой точки зрения, распределение рынка ГСМ на Урале может сыграть как против безоговорочного лидера, так и против его конкурентов. Существование большего количества игроков на рынке могло бы как смягчить ценовые изменения, так и сдержать аппетиты крупных поставщиков. По мнению экспертов, пока на Уральском рынке ГСМ сохраняется небольшое количество участников, существует возможность получения дополнительных прибылей на сезонных скачках цен. Такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока количество игроков на местном нефтяном рынке не увеличится.


Другие материалы по теме: