«Уральский рабочий» и Маргарита Вашляева: «Бензином здесь не пахнет»

3 августа 2007 (10:28)

Цены на нефтепродукты растут, а качество — нет

В Свердловской области вновь подорожали бензин и авиакеросин. В скором времени следует ожидать роста цен на дизельное топливо и прочие виды нефтепродуктов. Но, к сожалению, качество нефтепродуктов не соответствует их высокой стоимости.

Рост цен на нефтепродукты объясняется несколькими причинами. Первая — подорожала российская нефть на мировых площадках. Это очень хорошо, потому как, продавая много «черного» золота, получим в бюджет много валюты. Вторая — сезонная: ежегодно в пору уборки урожая, садово-огородной страды техника задействована больше, чем зимой. Повышается спрос на топливо — повышаются и цены на него. Так и сейчас оптовики, а за ними и розница, откорректировали цены в большую сторону.

Третья причина. России невыгодно перерабатывать нефть для себя: с 1 апреля текущего года снижены экспортные пошлины, доходов в казну государственную (от налогов) и корпоративную (чистая прибыль компаний), соответственно, стало больше. С технологической точки зрения: в России всего три десятка крупных нефтеперерабатывающих заводов — в США их сотни! Тонну нефти мы перерабатываем не более чем на треть, американцы — на три четверти. И это при том, что в России стремительно растет автопарк, а наращивания мощностей по производству бензина для внутреннего рынка не намечается, рост цен неизбежен.

Но есть причина, корни которой уходят в политику государства по отношению к собственным гражданам. Пример: в США галлон (примерно четыре с половиной литра) бензина на автозаправках стоит в среднем по стране 2,87 доллара, в Объединенных Арабских Эмиратах галлон заправляют по 1,82 доллара — это крупнейшие производители нефтепродуктов, государства, где платежеспособность граждан ни в какое сравнение с Россией не идет. А у нас самый демократичный АИ-80 теперь стоит за литр почти 16 рублей, элитарный АИ-98 — почти 26 рублей. Почему?

По подсчетам специалистов, в России в стоимости бензина доля налогов составляет примерно половину — в два с половиной раза больше, чем в США. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который платят нефтяники государству, привязан к мировым ценам на нефть. НДПИ собирается с реализации нефтепродуктов и «сырца» независимо от того, реализован он на внешнем или на внутреннем рынке. Естественно, розничные цены на российских заправках ползут вслед за мировыми. Вот так государство российское уравняло своего гражданина и иностранца...

А ведь нефтепродукты — это не только «корм» для машин. Это тепло в домах, это цены на продукты в магазинах, это стоимость проезда на транспорте (трудовая мобильность нации). В Америке, в Эмиратах правительства прямо или косвенно держат цены на стратегическое сырье, понимая, что внутренний рынок нефтепродуктов — это благополучие граждан.

Но готово ли государство хотя бы обеспечить качество того же бензина, керосина, мазута? Очевидно, не всегда и не везде.

Расплачиваясь за топливо по мировым расценкам, хотелось бы быть уверенным, что качество, например, того же бензина соответствует уж если не мировым, то хотя бы отечественным стандартам. Оказывается, соответствует не всегда, и это открытие далеко не сегодняшнего дня! По данным уральских метрологов (ФГУ «Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации», или «Уралтест»), в 2005 году 45 процентов топлива в Уральском федеральном округе не соответствовало требованиям стандартов. В прошлом году, когда в округе начала действовать первая и пока единственная лаборатория по определению качества нефтепродуктов, этот показатель был равен 20, а в настоящее время равняется 18 процентам.

Следует оговориться: через «Уралтест» проходит только один-два процента от общего оборота нефтепродуктов всего УрФО. А все остальное, как говорится, на совести продавца... Определить, из чего на самом деле состоит топливо, которое вы залили в бензобак, можете только вы сами, отслеживая поведение автомобиля. «Паленку» сейчас готовят разными способами. Зная пропорции, смешивают низкооктановые сорта бензина: АИ-76 + АИ-92 = АИ-80 или прямогонный АИ-60-64 и АИ-92. Октановое число повышают до 98 (он самый дорогой), добавляя нафталин или тетраэтилсвинец (запрещенную с прошлого года в России присадку). Про газовые смеси вообще говорить страшно: проверки показывают, что в половине случаев автомобильные баллоны заряжают бытовым газом.

Существуют и более примитивные способы, их масса, все перечислять незачем. Лучше разберемся, как дошли до жизни такой? Ладно, если речь идет об автомобиле отдельно взятого обывателя, а если о мазуте для котельной? Или керосине для самолета?

В 2002 году Федеральный закон «О техническом регулировании» ввел добровольный порядок сертификации товаров и услуг. Государство оставило за собой контроль, отдав все на откуп потребителям и поставщикам. В 2004 году нефтяные инспекции в России вообще были ликвидированы, что и сказалось на качестве нефтепродуктов.

Заправляться по уму

Государство — следует отдать ему должное — все-таки приступает к наведению порядка и на рынке нефтепродуктов. Пример — тот же «Уралтест», куда теперь могут обращаться за экспертизой потребители бензина, керосина и газовых смесей: как юридические, так и физические лица. Кстати, накануне отопительного сезона туда потянулись муниципалитеты — за качество мазута им отвечать! И производители нефтепродуктов с растиражированными брэндами стали клиентами «Уралтеста».

Но добросовестный «заправщик», как видим, пока исключение. Поэтому собственное благополучие только в наших руках. Отсюда первое правило для автовладельца-частника: в отдаленных закоулках не заправляйтесь, планируйте поездку так, чтобы хватило топлива до крупной АЗС.

Если вам дорог автомобиль, полюбопытствуйте на заправке, какими бумагами сопровождается топливо, На АЗС оно поступает с нефтебазы, а не с завода. Если в накладных адрес НПЗ из какого-нибудь отдаленного региона он, скорее всего, поддельный или некачественный.

Всегда сохраняйте чек с заправочной станции. Если чек не дали вообще или задали вопрос, нужен ли он вам, пусть это насторожит: бензин здесь явно «попахивает» леваком...

Но как ни страхуйся, пока экспорт углеводородного сырья будет нам дороже собственного благополучия, порядка в сфере оборота нефтепродуктов в Отечестве не дождаться.


Другие материалы по теме: