Алексей Санников: Банковский ретейл — один из самых быстрорастущих сегментов рынка

15 августа 2007 (15:33)

вице-президент Уральского банка ОАО «УРСА Банк» Алексей СанниковНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил вице-президент Уральского банка ОАО «УРСА Банк» Алексей Санников.

— Алексей Михайлович, Уралвнешторгбанк (УВТБ) позиционировался в качестве универсальной кредитной организации, но последние несколько лет особый упор делался на развитие розничного направления. Сохранилась ли эта тенденция в Уральском банке ОАО «УРСА Банк»?

— УРСА Банк — универсальный банк, оказывающий услуги различным категориям клиентов. Стратегия развития банка основывается на сбалансированном развитии составляющих банковского бизнеса: корпоративное, розничное, финансовое направления, что позволяет достигать устойчивого роста. Иначе говоря, УРСА Банк — организация со сбалансированным кредитным портфелем и мощной региональной сетью. В этом направлении мы продолжим развиваться, и кардинально никаких изменений в нашей бизнес-стратегии не произойдет.

Конечно, розница для нас является важным направлением, и мы будем ее развивать и укреплять. Но ничуть не в ущерб другим направлениям. Потребность в кредитах у населения огромна, и мы сегодня предлагаем нашим клиентам широкий спектр розничных продуктов — от стандартного классического до кредитных карт.

— Какие направления розничного бизнеса банк считает приоритетными в настоящее время? Какие направления в банке считаются наиболее перспективными?

— Банковский ретейл в последние годы — один из самых быстрорастущих сегментов банковского рынка: рост рынка измеряется десятками процентов в год. Широкая продуктовая линейка УРСА Банка представлена ипотечным кредитованием, автокредитованием, нецелевыми потребительскими кредитами, пластиковыми картами, а также вкладами и переводами, по каждому направлению банковской розницы банк входит в число лидеров по России. Для нас важен каждый клиент, независимо от того, за каким продуктом он обратился — за ипотекой или денежным переводом.

Безусловно, УРСА Банк продолжит работать в сфере потребительского кредитования; мы накопили значительный опыт в экспресс-кредитовании и продолжим развивать это направление. Наиболее перспективны сейчас ипотека и автокредитование.

Ипотечные продукты УРСА Банка нацелены на различные сегменты рынка, чтобы учесть потребности максимального количества потенциальных заемщиков. Мы создали своеобразный ипотечный конструктор, позволяющий сконструировать индивидуальную ипотеку для каждого клиента.

— Какую долю в кредитном портфеле банка занимают кредиты физических лиц? Как структурирован этот сегмент портфеля?

— В кредитном портфеле банка кредиты частным лицам составляют на сегодня почти половину — 47%, а в этом сегменте преобладают обеспеченные кредиты — более половины кредитного портфеля представлено ипотекой и автокредитами. Доля экспресс-кредитов стремительно сокращается.

— Свердловская область — это один из регионов России, где процентная ставка по депозитам является одной из самых высоких в России. Насколько сложна конкурентная ситуация на рынке вкладов в Свердловской области?

— При вложении средств в кредитную организацию вкладчик прежде всего заинтересован в ее надежности. Человек должен быть уверен, что его деньги дадут дополнительные доходы или хотя бы сохранятся. Мы даем клиентам надежность, уверенность в завтрашнем дне и стабильный гарантированный доход по процентам. Судя по проведенным исследованиям, наиболее важными критериями при выборе кредитной организации для клиентов являются состав акционеров и наличие у банка высоких позиций в рейтингах. У нас хорошо известные и уважаемые даже на мировом уровне акционеры и стабильно высокие рейтинги — это говорит о надежности банка и стабильной положительной динамике развития бизнеса. Сегодня это позволяет эффективно конкурировать с другими региональными банками и, несомненно, будет иметь вес также и в дальнейшем.

— Каковы особенности ипотечных программ УРСА Банка? Что Вы считаете своим конкурентным преимуществом? В каких районах они продвигаются наиболее активно? В Екатеринбурге или филиальной сети по Уральскому региону? Какой баланс между этими направлениями, где и какие преимущества?

— Главная особенность ипотечных программ ОАО «УРСА Банк» — это индивидуальный подход к каждому клиенту. Мы предлагаем широкую линейку ипотечных кредитов, из которой каждый человек может выбрать для себя наиболее удобный и выгодный.

Мы кредитуем покупку не только квартиры, но и комнаты строящегося жилья, частных домов, коммерческой недвижимости под залог имеющейся недвижимости. Мы кредитуем как на приобретение жилого помещения, так и на другие потребительские цели.

В УРСА Банке ипотечный кредит предоставляется на срок до 30 лет. Мы даем кредит до государственной регистрации права собственности, что существенно облегчает и ускоряет процесс приобретения жилья для наших клиентов. Возможна выдача ипотечного кредита с участием созаемщиков, которыми могут выступать любые физические лица, поручителей при этом не требуется.

Ставка зависит от суммы первоначального взноса, срока кредитования и суммы кредита. При этом схема выдачи ипотечного кредита предполагает возможность расчета с продавцом через ОАО «УРСА Банк». Кроме того, у клиента есть возможность представления справки о заработной плате по форме банка, а также существуют программы без обязательного документального подтверждения дохода.

Наши ипотечные программы активно реализуются в Оренбурге, Орске, Ижевске, Перми, Тюмени, Челябинске, Уфе, Казани. На долю Екатеринбурга и Свердловской области сегодня приходится 16% портфеля ипотеки, несмотря на то что Екатеринбург является перспективным и значимым для нас рынком, на котором мы планируем увеличивать долю своего присутствия.

Если клиенту необходимо приобрести квартиру на первичном рынке в строящихся домах, мы готовы предоставить ему эту возможность. Мы работаем практически со всеми крупными строительными организациями. Для наших партнеров — агентств недвижимости у нас разработаны и успешно внедряются различные бонусные программы, которые позволяют эффективно выстраивать свой бизнес.

— Можно ли говорить о постепенной эволюции нецелевого потребительского кредитования? Какие изменения произошли в этой сфере в последнее время?

— Безусловно, современный человек стал более мобильным и требовательным к кредитным продуктам. Если совсем недавно основную долю выдаваемых кредитов занимала наличная форма, то теперь популярность набирают кредиты, выдаваемые на пластиковые карты. И это объяснимо, поскольку кредитные карты сейчас можно использовать для оплаты практически любых товаров и услуг почти в любой точке мира. Понимая это, мы стали внедрять на рынок кредитные карты.

Люди постепенно повышают свою финансовую грамотность и компетентность в общении с финансовыми учреждениями. Это не может не сказаться на модификации продуктовой линейки. Кроме того, сами банкиры за это время научились выстраивать взаимоотношения с клиентами. К примеру, в УРСА Банке действует программа лояльности: при получении второго кредита клиент может быть уверен, что последующий кредит будет дешевле.

Однозначно можно сказать, что рынок потребительского кредитования будет продолжать меняться, модернизироваться, строиться в зависимости от потребностей клиента. Банки будут гибко подходить к своей клиентской базе, предлагая конкретные виды кредитования для определенных целевых групп.

— УРСА Банк относительно недавно начал работать по кредитной карте VISA. Каких успехов удалось достичь в этой сфере? Какие планы по этому продукту вы ставите для Уральского банка?

— С момента запуска продукта мы сразу же увидели заинтересованность наших клиентов. Это связанно с тем, что в данный момент очень высока потребность людей именно в таком продукте, тем более в период отпусков, когда многие едут отдыхать за границу. Очень большой отклик мы получили от тех, кто уже раньше был нашим клиентом. В самое ближайшее время мы планируем ввести льготный период кредитования по данному продукту, что, конечно же, заинтересует еще большее количество потенциальных клиентов, а также множество других специальных предложений и акций.

— Как развивается направление автокредитования? Какие продукты представлены? Насколько востребован сейчас этот продукт?

— Программа автокредитования развивается успешно, мы очень довольны этим направлением. Каждый месяц мы видим положительный тренд по выдаче, как в увеличении количества кредитов, так и в увеличении сумм кредитования.

На сегодняшний день продуктовая линейка бизнес-направления автокредитования Уральского банка «перекрывает» практически все потребности клиентов. Мы предлагаем автокредиты на приобретение как новых, так и подержанных, импортных и отечественных автомобилей категории «В», «С», «Д», «Е». Таким образом, мы можем предоставить кредит не только на покупку легкового, но и коммерческого транспорта — автобусы, микроавтобусы, КамАЗы, «ГАЗели», прицепы и прочие автомобили.

Воспользоваться нашим кредитом могут даже те клиенты, которые приобретают автомобиль на рынке — «с рук», т. е. без участия автосалона.

Партнерами Уральского банка являются около 500 автосалонов и ведущие федеральные страховые компании. Сейчас мы реализуем новый совместный проект — «Автоклуб УРСА Банка», в рамках которого каждый клиент, оформивший кредит в нашем банке, получает скидки от предприятий и организаций-партнеров.

— Какие банковские продукты УРСА Банк представит в ближайшее время?

— Большие изменения произойдут в направлении массового кредитования. В начале августа линейку кредитных продуктов Уральского банка ОАО «УРСА Банк» пополнил нецелевой кредит «Классический» — мы увеличили срок кредитования, сумму, снизили возрастную планку для заемщика. Заемщиком может стать человек, достигший 21 года. Сумма кредита — до полутора миллиона рублей, заявка рассматривается от 1 часа до 2 дней, срок рассмотрения зависит от суммы кредита. Данный кредит выдается на карту VISA, и наш клиент может выбрать сам, как распоряжаться деньгами: снять в банкомате или рассчитываться за товары и услуги в торгово-сервисных предприятиях. Отмечу, в последнем случае дополнительная комиссия не взимается. Кроме того, в ближайшем будущем мы планируем предоставить нашим клиентам возможность получать все кредиты на пластиковые карты, так как это дает человеку определенную мобильность действий. Если продолжать тему пластиковых карт, в наших планах ввести грейс-период для кредитных карт.


Другие материалы по теме: