«Новые Известия»: Чемоданы с бюджетом-2002 внесены в Госдуму

6 сентября 2001 (10:42)

Ясным воскресным утром двое офицеров фельдсвязи на глазах у многочисленных телекамер торжественно внесли в здание Государственной думы коричневые чемоданы с 4,5 тысячами страниц проекта бюджета следующего года. Министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин по всем теле- и радиоканалам отметил тот факт, что бюджет внесен вовремя и что расходы на социальные нужды в соответствии с ним предполагается увеличить вдвое. Необычность рекламной подачи документа заставила нас попытаться выяснить, что кроется за той помпой, с которой чиновничество берется за работу с нашими деньгами. В своих комментариях правительство наделило этот бюджет характеристиками в превосходной степени: он и по-настоящему либеральный, и самый надежный, и впервые в нашей истории профицитный и т.п. Свои вопросы мы задали бывшему министру финансов Российской федерации, а ныне заместителю председателя бюджетного комитета нижней палаты нашего парламента Михаилу Задорнову: «Каждый бюджет, который ежегодно представляет правительство, имеет превосходные характеристики - он и реален, и надежен, и либерален и профицитен, и т.д. и т.п. На самом деле я думаю, что основная характеристика нынешнего бюджета состоит в том, что он, прежде всего, инерционен по отношению к бюджетам 2000 и 2001 года. То есть в основном продолжает ту же линию. Профицитным он стал не впервые. С профицитом был сведен бюджет и прошлого года. Оригинальным он оказался только в том отношении, что правительство впервые заложило в проект бюджета весь объем платежей по долгу. И не заложило внешние займы. Вернее, заложило, но в объеме всего 2,2 миллиарда долларов. Этот объем (мы, правда, и такого не получим) все-таки не сопоставим с платежами по внешнему долгу в 14,2 миллиарда. Поэтому бюджет стал профицитным по определению. Поскольку для того, чтобы платить по внешнему долгу, нам нужны дополнительные доходы, которые и пойдут кредиторам. Либеральным его можно назвать в какой-то степени в силу того, что налоги сокращаются. И начинаются некоторые структурные реформы – в частности судебная, военная, пенсионная. Затраты, которые пойдут на структурные реформы, в пределах приблизительно 30 миллиардов рублей, это совершенно ничтожная часть бюджета. В пределах полутора процентов (от общего объема расходов). Используя резервы, которые есть сейчас у правительства, можно было бы направить в несколько раз больше денег. Тем более, что в будущем они обязательно сэкономят расходы государства. В частности, судебная реформа сэкономит расходы предприятий на конфликтные ситуации».


Другие материалы по теме: