«Российская газета» и Александр Бурков: «Знал бы закуп»

25 сентября 2007 (11:11)

Региональные власти намерены строже контролировать муниципальный заказ

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области выступило с инициативой создания регионального продовольственного фонда. Необходимость появления новой структуры вызвана неэффективностью нынешней системы закупок сельскохозяйственной продукции, продуктов местной пищевой и перерабатывающей промышленности для государственных и муниципальных нужд.

Проще говоря, это очередная попытка областного правительства ужесточить контроль над процедурой проведения конкурсов, установить реальный объем работ и услуг по государственному и муниципальному заказу, а в конечном итоге проследить цепочку расходования бюджетных средств. Цена вопроса с учетом субвенций муниципальным образованиям составляет около двух миллиардов рублей.

Банкротство идеи

К сожалению, до этого предпринятые в этом направлении шаги давали прямо противоположный результат. Так, еще в конце прошлого века в области была создана Продовольственная корпорация Урала — с целью стабилизации потребительского, в первую очередь, продовольственного рынка. Но уже в августе 2002 года по требованию одного из банков Екатеринбурга Арбитражным судом Свердловской области в отношении госпредприятия «Продовольственная корпорация Урала» была возбуждена процедура банкротства. Правительство Свердловской области списало как безнадежные 104,6 миллиона рублей по кредитам на закупку зерна. Крупнейшим должником оказалась корпорация: ее доля в этой сумме составила около 70 процентов.

Провал корпорации нанес не только экономический ущерб, но и поставил под сомнение саму идею аккумуляции бюджетных средств для развития производства продуктов питания, эффективного использования этих средств и контроля.

Однако постоянные и небезосновательные обращения поставщиков и производителей продукции, требующих от властей навести порядок на рынке государственных закупок, заставили правительство вновь вернуться к этому непростому вопросу. Вероятно, устав ожидать отмашки федеральных органов, правительство Свердловской области проявило политическую волю. В апреле 2005 года появляется постановление № 531 «О закупках сельскохозяйственной продукции организациями бюджетной сферы на 2006—2010 годы», главными разработчиками которого выступили специалисты министерства экономики и труда.

Этот документ, с одной стороны, вызывал ряд критических замечаний, например, его разработчики, не мудрствуя лукаво, сложили и перемножили число бюджетных учреждений, количество находящихся в них людей, норму потребления и таким образом вычислили объемы поставок сельхозпродукции — картофеля и основных видов овощей, мяса, яиц, молока — без учета специфики сельхозрынка.

С другой стороны, с выходом постановления все же стали очевидны правила игры, обозначилось некое правовое поле. В частности, был установлен приоритет местных производителей при осуществлении государственных закупок.

За ценой не постояли

Казалось, дело сдвинулось с мертвой точки. Специалисты министерства сельского хозяйства, на которых был возложен контроль над реализацией постановления, начали формировать базу данных, проводить мониторинг. Результаты, как и ожидалось, оказались неутешительными. Расчетные умозрительные объемы выбирались заказчиками в лучшем случае на 50—70 процентов. Основные поставки шли через посредников, перекупщиков — не всегда добросовестных, из-за чего конечные цены становились не сопоставимыми с возможностями потребителей.

В итоге, с горечью констатирует Александр Шапошников, исполнительный директор Мясного союза Свердловской области, такие понятия, как «качество», «безопасность продуктов для жизни человека», в условиях нехватки денежных средств просто исчезли из обихода договаривающихся сторон.

Отстраиваемая хрупкая цепочка «заказчик — производитель — потребитель» полностью развалилась в регионе после выхода в свет Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд». Либеральный дух нового закона лишил местных производителей всякого преимущества, а бюджетные учреждения получили право самостоятельно приобретать продукты питания. Сложилась парадоксальная ситуация: государственный заказчик — правительство Свердловской области — утратил контроль над системой закупок, осуществляемых за счет областного бюджета.

Министерства перечисляют средства учреждениям социальной сферы и практически не участвуют в вопросах обеспечения продовольствием, — говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Лацков. — Процедура проведения конкурсов, их периодичность, итоги, по. существу, бесконтрольны. Цены на основные виды поставляемого продовольствия не контролируются. Наши неоднократные обращения к муниципальным властям с просьбой информировать о сроках проведения аукционов игнорируются.

Местным производителям продовольствия сложно пробиться в число поставщиков для муниципальных образований, для которых министерство финансов предусмотрело в нынешнем году выделение субвенций в сумме 1,3 миллиарда рублей.

Под покровом тайны

В Екатеринбурге, чьим уполномоченным органом в части закупок по муниципальному заказу является комитет городской администрации по экономике, ясности в картине не добавили. А было интересно узнать, на чем конкретно удалось сэкономить весной нынешнего года в бюджете шестьдесят миллионов рублей в результате проведения конкурсов. Сотрудники комитета по телефону сообщить сию великую тайну отказались, потребовав официальный запрос.

К слову сказать, в городском положении «Об организации деятельности по формированию, размещению, и исполнению муниципального заказа» чёрным по белому написано: «Деятельность комиссий осуществляется на началах ответственного, гласного и коллегиального обсуждения... в целях интересов жителей муниципального образования».

Минуя грабли

Оказывается, технология муниципального заказа остается тайной и для представителей отраслевых союзов и руководителей некоммерческих организаций, предприятий пищепрома. По какой методике выбираются победители конкурсов? Почему из положения исчезли любые упоминания о качестве, не ведется список недобросовестных поставщиков, не осуществляется мониторинг цен на протяжении срока закупки? Почему не публикуется список победителей аукционов, чтобы конечный потребитель знал героев в лицо и поименно? (Это к слову о гласности). Возможно, считает исполнительный директор НП «Ассоциация Уралпищепром» Иван Колодяжный, если бы на эти вопросы нашлись ответы, то муниципалы могли бы не только трубить о сэкономленных бюджетных рублях, но и поставлять в школы и больницы пищу не только дешевую, но здоровую и вкусную.

Существующая ситуация не устраивает не только местных товаропроизводителей и тех, кто вынужден потреблять некачественную продукцию, но и правительство Свердловской области: слишком много неучтенных едоков пристроилось к бюджету. Специалисты решили изучить опыт других губерний и обнаружили, что у наших соседей, в Челябинской области, уже много лет действует региональный фонд. Этот опыт и был положен в основу проекта закона «О региональном продовольственном фонде Свердловской области». С его принятием появится возможность консолидации бюджетных средств, определения управляющей компании, сбора заявок на основные виды продовольствия, проведения конкурсов на весь календарный год.

При этом средства на содержание фонда и прибыль компании будут формироваться за счет разницы оптовых и розничных цен, а не торговых надбавок. Возможно, этот закон, проект которого в ближайшее время будет внесен в областную Думу, позволит обойти те грабли, на которые область наступает уже не первый год.


Другие материалы по теме: