«Областная газета» и Тамара Великова: «Больной скорее жив...»
28 сентября 2007 (10:32)
Между прочим, в декабре исполняется 15 лет объявленной в нашей стране реформе жилищно-коммунального хозяйства. Достаточный срок, чтобы убедиться в ее декларативности. То есть, признают аналитики, с самого начала она «пошла» без достаточного нормативно-правового обеспечения. Не зря простой народ, потребитель коммунальных и жилищных услуг, реформу не принял, потому что ничего, кроме роста тарифов, она ему не принесла...
Пройденный путь анализируется на разных уровнях. К примеру, на днях на круглом столе в ПЦ «ТАСС-Урал» состоялся разговор заинтересованных лиц на тему «ЖКХ Свердловской области: проблемы, опыт, решения». В нем участвовали представители государственной и муниципальной власти, ученые, руководители частных коммунальных компаний. То есть стороны, так или иначе ответственные за проведение реформы в жизнь. Присутствовавшие на обсуждении журналисты вполне сошли за население, которое априори участвует в реформе, поскольку для улучшения его жизнеобеспечения все и затевалось. То самое население, которое, по определению аналитика ИЦ «Итар-ТАСС» Ларисы Петровой, «о реформе ничего не знает, не доверяет и не имеет возможности влиять на ситуацию».
Блиц-опрос участников на тему «Слабое звено» сразу же обозначил проблемы ЖКХ. Вопреки ожиданию (долги!), глава Первоуральска Виталий Вольф назвал кадры: не хватает квалифицированных работников, которые организуют процесс и работают с населением. Нехватка средств из-за того, что действуют экономически необоснованные тарифы — точка зрения генерального директора ОАО «Свердловские коммунальные сети» Вячеслава Пракина. Пренебрежение энергосбережением — не устает повторять Николай Данилов — заведующий секретариатом губернатора Свердловской области, заведующий кафедрой энергосбережения УГТУ-УПИ. Начальник отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ областного министерства строительства и ЖКХ Георгий Резвов, поддерживая В. Пракина, подчеркнул, что слабое звено ЖКХ в том, что это до сих пор единственная нерыночная отрасль в рыночной экономике страны. Нехватка средств и безответственность населения, которое «считает, что глава чудотворец и должен за бесценок подать тепло в дома, а за все надо платить» - считает глава городского округа Среднеуральск Алексей Данилов. «Надо отпустить эту отрасль в рынок. Будет трудно, но надо этот путь пройти», — утверждает глава городского округа Заречный Андрей Кислицын.
Проблемы эти давно оскомину набили, о них все знают, почему же мало что меняется? А потому, говорили участники обсуждения, что, объявив реформу, государство самоустранилась от ее исполнения, переложив всю тяжесть на плечи местной и региональной власти. Оставив ее один на один с сотнями километров ржавых труб, дряхлых котельных и очистных сооружений, недоремонтами.
Что, прежде всего, на местах сегодня ждут от государства? Если по максимуму, объявления пятого национального проекта под названием что-то типа «Новое жилищно-коммунального хозяйства — гражданам России». По более здравом рассуждении — значимых «коммунальных» законов, которыми и через 15 лет реформы никак не озадачатся депутаты. Таких, как закон о теплоснабжении, закон об энергосбережении...
Поскольку реформа с самого начала декларировала переход жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы, большие надежды возлагались на приход в коммуналку частника. Мол, деньги у него, в отличие от бюджета, есть, дело он знает и прибыль, кровь из носу, получит (прибыли,как известно, цель бизнеса).
Но не все так однозначно. По официальным данным, сегодня в Свердловской области коммунальные услуги населению оказывают 60 процентов организаций частной формы собственности (поставщики электроэнергии, воды и тепла). Больше половины. То есть, ожидаемые положительные результаты должны бы уже как-то проявиться. Но не проявляются, или почти не проявляются.
Частник, например, коммунальный энерго- и теплоэнергетик, специалист в своем деле, очень хочет построить новые котельные, отремонтировать сети. Но деньги на все это не сыпятся сверху манной небесной. Их можно взять только из тарифов, оплаченных потребителями - населением и организациями. Сегодня эти тарифы, согласно 184-му федеральному закону, регулирует государство, разрешая их рост до 20 процентов и не больше. Эта жесткая политика приветствуется населением, но на практике ведет в никуда: экономически не обоснованные тарифы по-прежнему позволяют только латать дыры, не меняя ситуацию в корне. В рыночных отношениях тарифы должны быть экономически обоснованными, и тогда будут средства строить новое, добротное.
Эту принципиальную позицию на разных уровнях неоднократно отстаивает В. Пракин. Руководитель «СКС» напомнил, как компания с большими надеждами в 2003 году зашла на областной рынок коммунальных услуг. Хотели ни много ни мало всколыхнуть конкуренцию в этой отрасли и показать пути развития. И до 2006 года, пока государство не перешло к жесткой тарифной политике, компания, преодолевая трудности пионеров (первых), присутствовала в 15 муниципальных образованиях области. Сегодня остались лишь в восьми...
Впрочем, частник руки не опускает. Вячеслав Николаевич уверен, что и в сегодняшних условиях можно дело делать, если есть взаимопонимание с местной властью, как это происходит в Первоуральске. В. Вольф сидел рядом и согласно кивал.
В заключение ведущий круглого стола озадачил собравшихся вопросом: так можно вылечить коммуналку, или болезнь смертельна? Поразил оптимизм участников, правда, достаточно осторожный. Больной скорее жив, чем мертв, сказали они. Болезнь запущена, но не смертельна. Если государство как классный специалист возьмется, наконец, ее лечить...
Впрочем, кажется, оно собирается (в той или иной степени) этим заняться. Подсчитано, что долги отрасли ЖКХ составляют почти 10 процентов от доходов российского бюджета 2006 года. Правительство осознает, что без погашения долгов реформа ЖКХ не принесет положительных результатов. 8 итоге в апреле 2007 года в Госдуму был внесен проект федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ», подготовленный Министерством регионального развития РФ. По сути, предлагается провести реструктуризацию коммунальной отрасли, то есть, в какой-то степени, погасить ее долги.
Без долгов российская коммуналка еще никогда не жила. Что получится из этой затеи? Подождем — узнаем.
Пройденный путь анализируется на разных уровнях. К примеру, на днях на круглом столе в ПЦ «ТАСС-Урал» состоялся разговор заинтересованных лиц на тему «ЖКХ Свердловской области: проблемы, опыт, решения». В нем участвовали представители государственной и муниципальной власти, ученые, руководители частных коммунальных компаний. То есть стороны, так или иначе ответственные за проведение реформы в жизнь. Присутствовавшие на обсуждении журналисты вполне сошли за население, которое априори участвует в реформе, поскольку для улучшения его жизнеобеспечения все и затевалось. То самое население, которое, по определению аналитика ИЦ «Итар-ТАСС» Ларисы Петровой, «о реформе ничего не знает, не доверяет и не имеет возможности влиять на ситуацию».
Блиц-опрос участников на тему «Слабое звено» сразу же обозначил проблемы ЖКХ. Вопреки ожиданию (долги!), глава Первоуральска Виталий Вольф назвал кадры: не хватает квалифицированных работников, которые организуют процесс и работают с населением. Нехватка средств из-за того, что действуют экономически необоснованные тарифы — точка зрения генерального директора ОАО «Свердловские коммунальные сети» Вячеслава Пракина. Пренебрежение энергосбережением — не устает повторять Николай Данилов — заведующий секретариатом губернатора Свердловской области, заведующий кафедрой энергосбережения УГТУ-УПИ. Начальник отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ областного министерства строительства и ЖКХ Георгий Резвов, поддерживая В. Пракина, подчеркнул, что слабое звено ЖКХ в том, что это до сих пор единственная нерыночная отрасль в рыночной экономике страны. Нехватка средств и безответственность населения, которое «считает, что глава чудотворец и должен за бесценок подать тепло в дома, а за все надо платить» - считает глава городского округа Среднеуральск Алексей Данилов. «Надо отпустить эту отрасль в рынок. Будет трудно, но надо этот путь пройти», — утверждает глава городского округа Заречный Андрей Кислицын.
Проблемы эти давно оскомину набили, о них все знают, почему же мало что меняется? А потому, говорили участники обсуждения, что, объявив реформу, государство самоустранилась от ее исполнения, переложив всю тяжесть на плечи местной и региональной власти. Оставив ее один на один с сотнями километров ржавых труб, дряхлых котельных и очистных сооружений, недоремонтами.
Что, прежде всего, на местах сегодня ждут от государства? Если по максимуму, объявления пятого национального проекта под названием что-то типа «Новое жилищно-коммунального хозяйства — гражданам России». По более здравом рассуждении — значимых «коммунальных» законов, которыми и через 15 лет реформы никак не озадачатся депутаты. Таких, как закон о теплоснабжении, закон об энергосбережении...
Поскольку реформа с самого начала декларировала переход жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы, большие надежды возлагались на приход в коммуналку частника. Мол, деньги у него, в отличие от бюджета, есть, дело он знает и прибыль, кровь из носу, получит (прибыли,как известно, цель бизнеса).
Но не все так однозначно. По официальным данным, сегодня в Свердловской области коммунальные услуги населению оказывают 60 процентов организаций частной формы собственности (поставщики электроэнергии, воды и тепла). Больше половины. То есть, ожидаемые положительные результаты должны бы уже как-то проявиться. Но не проявляются, или почти не проявляются.
Частник, например, коммунальный энерго- и теплоэнергетик, специалист в своем деле, очень хочет построить новые котельные, отремонтировать сети. Но деньги на все это не сыпятся сверху манной небесной. Их можно взять только из тарифов, оплаченных потребителями - населением и организациями. Сегодня эти тарифы, согласно 184-му федеральному закону, регулирует государство, разрешая их рост до 20 процентов и не больше. Эта жесткая политика приветствуется населением, но на практике ведет в никуда: экономически не обоснованные тарифы по-прежнему позволяют только латать дыры, не меняя ситуацию в корне. В рыночных отношениях тарифы должны быть экономически обоснованными, и тогда будут средства строить новое, добротное.
Эту принципиальную позицию на разных уровнях неоднократно отстаивает В. Пракин. Руководитель «СКС» напомнил, как компания с большими надеждами в 2003 году зашла на областной рынок коммунальных услуг. Хотели ни много ни мало всколыхнуть конкуренцию в этой отрасли и показать пути развития. И до 2006 года, пока государство не перешло к жесткой тарифной политике, компания, преодолевая трудности пионеров (первых), присутствовала в 15 муниципальных образованиях области. Сегодня остались лишь в восьми...
Впрочем, частник руки не опускает. Вячеслав Николаевич уверен, что и в сегодняшних условиях можно дело делать, если есть взаимопонимание с местной властью, как это происходит в Первоуральске. В. Вольф сидел рядом и согласно кивал.
В заключение ведущий круглого стола озадачил собравшихся вопросом: так можно вылечить коммуналку, или болезнь смертельна? Поразил оптимизм участников, правда, достаточно осторожный. Больной скорее жив, чем мертв, сказали они. Болезнь запущена, но не смертельна. Если государство как классный специалист возьмется, наконец, ее лечить...
Впрочем, кажется, оно собирается (в той или иной степени) этим заняться. Подсчитано, что долги отрасли ЖКХ составляют почти 10 процентов от доходов российского бюджета 2006 года. Правительство осознает, что без погашения долгов реформа ЖКХ не принесет положительных результатов. 8 итоге в апреле 2007 года в Госдуму был внесен проект федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ», подготовленный Министерством регионального развития РФ. По сути, предлагается провести реструктуризацию коммунальной отрасли, то есть, в какой-то степени, погасить ее долги.
Без долгов российская коммуналка еще никогда не жила. Что получится из этой затеи? Подождем — узнаем.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Глава Первоуральска Виталий Вольф: Главной проблемой сферы ЖКХ является не ...
- Сегодня представители муниципальных образований Свердловской области обсужд ...
- Заседание областной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйс ...
- В 45 муниципальных образованиях Свердловской области в I квартале 2004 года ...
- Правительство Свердловской области не намерено в 2002 году повышать уровень ...