Реформа банковской системы: борьба за выживание?

Поводом к написанию этой статьи послужили многочисленные публикации в прессе предложений по реформированию банковской системы РФ.

Согласно сообщению агентства Интерфакс, премьер-министр России Михаил Касьянов заявил, что в первом полугодии текущего года начнется процесс решительного реформирования российской банковской системы. «Ситуация назрела, и мы это прекрасно знаем», – сказал глава правительства. По словам М. Касьянова, с этой целью будут внесены изменения в законодательство, в частности, в закон о банкротстве кредитных организаций, в закон о банках и банковской деятельности. «Мы должны иметь законы такие же или приближенные к законам, действующим в других странах», – сказал М. Касьянов, подчеркнув, что это необходимо для укрепления доверия к банковскому сектору.

Версия Банка России

Все началось с Центрального Банка РФ. В начале этого года Банк России опубликовал документ под названием «Концептуальные вопросы развития банковской системы РФ». Документ на самом деле очень интересный и написан по-центробанковски монументально. Краткий беглый обзор позволяет выделить в нем следующие основные направления движения банковской реформы:

– укрупнение банков;

– введение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для всех банков;

– сокращение количества государственных банков и недопущение ситуации, когда последние занимают привилегированное положение на рынках; однако положение Сбербанка не будет меняться;

– в области налогообложения банки должны быть уравнены с другими юридическими лицами (сейчас банки платят налог на прибыль по ставке более высокой, чем остальные предприятия); в состав расходов должны быть включены расходы на создание всех резервов, а также должно быть предоставлено право включать сюда и расходы капитального характера.

Документ свидетельствует также о сохранении двухуровневой банковской системы и оставляет банковскую лицензию универсальной (выдается одна лицензия на весь спектр банковских услуг с разбиением на валютные лицензии). Однако в документе говорится о возможном появлении банков, операции которых будут ограничены лишь привлечением средств в депозиты и кредитными операциями, то есть такие банки не смогут осуществлять расчетные операции. В целом такое разделение представляется целесообразным, так как последний банковский кризис породил ситуацию, когда юридические лица, которые имели средства на счете, не могли осуществлять платежи из-за проблем с ликвидностью банка. В случае разделения банков на расчетные и депозитные этот вопрос решается, так как расчетные банки будут кредитовать менее активно, чем депозитные, а депозитные банки помогут решить проблему нехватки инвестиций. Также планируется усилить контроль над банками со стороны ЦБ.

Однако некоторые положения данного документа вызывают нарекания. Так, введение МСФО для всех банков поголовно представляется нецелесообразным, поскольку МСФО нужны главным образом для международных финансовых институтов, с которыми работают банки, а также для акционеров. Но в существующих условиях развития банковского сектора лишь немногие банки выходят на международный рынок. Также существуют банки, очень сильно контролируемые акционерами не с помощью годового отчета, а путем указаний Правлению. Очевидно, что для небольших, карманных банков, не заботящихся о своей репутации, введение МСФО абсолютно не нужно. Возможно, вкладчики смогут стать потребителями подобной информации о банках, но представляется нереальным научить всех пенсионеров разбираться в МСФО. Её следует вводить лишь в отношении крупных банков, работающих на мировом рынке, но они уже давно сами ведут такую отчетность.

Очень больной для всех вопрос – реформирование Сбербанка. Как видно из документа, ЦБ РФ не хочет менять его монопольного положения на рынке.

И все же следует признать, что документ, созданный ЦБ, отражает реальные проблемы банковского сектора и некоторые возможные пути их решения. Но это не закон, а лишь видение проблем отечественных банков Банком России.

РССП: монополизм вдвойне

Немного позже ЦБ РСПП (Центральное бюро Российского Союза Промышленников и Предпринимателей) приняло документ со сходным названием, описывающий проблемы банковской системы с точки зрения владельцев частных банков, отечественных предпринимателей. Авторство этого документа отечественная пресса присудила Александру Мамуту, главе МДМ-Банка. На эту тему было много публикаций, поэтому лишь напомним вкратце, что предлагает РСПП.

По сообщениям информационных каналов подавляющая часть банкиров посчитала проект РСПП «дискриминирующим малые банки» в пользу единичных «олигархических банков». Однако Алексей Кудрин считает, что укрупнять банковскую систему нужно и делать это надо более быстрыми темпами.

Однако предложения А. Мамута выглядят просто революционными. Разработчики концепции предлагают установить к 2002 г. минимальный уставной капитал кредитной организации в размере 1 млрд руб., а к 2003 г. – в размере 2 млрд руб. Более того, Мамут предлагает разделить банковскую систему на три уровня: ЦБ РФ, федеральные банки и региональные банки. Федеральные банки – те, что соответствуют указанным выше требованиям к капиталу, получат генеральную лицензию, которая позволит им открывать филиалы где угодно и работать с западными банками. Остальные банки должны будут проводить операции лишь через федеральные банки, будут понижены в правах, не смогут расширяться за пределы региона/области.

В сторону РСПП тут же было направлено большое количество критических замечаний, как от банкиров, так и от государственных органов. Дело в том, что уставным капиталом в 1 млрд руб. на сегодня обладают менее 1% всех банков РФ. Естественно, быстрое введение этой нормы вызовет укрепление крупных банков и разорение с последующим присоединением к ним средних и мелких банков. Такое развитие ситуации приведет к усилению Московских банков и структур, дальнейшему выкачиванию из регионов ресурсов, к усилению олигархических банковских структур.

Многие уральские банкиры считают, что чрезмерно жесткие заявления Мамута являются своеобразной провокацией. Как сказала в интервью УрБК председатель правления Урало-Сибирского банка Марина Вшивцева, заявление РСПП носит декларативный характер. «То, что предлагает РСПП, является революцией, – говорит Вшивцева. – По моему мнению, концентрация капиталов должна происходить не революционным, а эволюционным путем, а любые революционные действия встретят сопротивление, и не будут иметь никакого эффекта. По сути дела, принятие предложений РСПП изменит конкурентную среду в банковской сфере и подведет большинство банков под административное регулирование. Заявление РСПП носит, скорее, декларативный характер, его задача – выяснить реакцию в регионах», – считает Марина Вшивцева.

Однако РСПП объясняет столь революционные меры необходимостью убрать с рынка карманные банки, а также тем, что региональным банкам будет проще работать с западными банками через московские структуры. При этом москвичи умалчивают о размерах комиссий, которые они установят на подобного рода расчеты.

В одном ЦБ и РСПП единодушны – все банки необходимо перевести на МСФО. Создается впечатление, что такой перевод позволит решить большое количество проблем банков. Тем не менее, МСФО как любая отчетность может быть «нарисована», сфальсифицирована различного рода путями, просто еще не все специалисты научились ее использовать.

Версия АРБ

Кроме РСПП и ЦБ РФ разработкой концептуальных вопросов развития банковской системы занимается и Ассоциация Российских Банков (АРБ) – профессиональное объединение банкиров на добровольных началах. Ассоциация российских банков разработала свою концепцию реструктуризации банковской системы и хотела бы добиться от правительства равного подхода к банкам и промышленным предприятиям. Если налоги предприятий составляют примерно 33% от доходов, то банки не должны платить 38%. Кроме того, банки должны иметь право на снижение налогов в случае направления части прибыли на собственное развитие. По мнению исполнительного вице-президента Ассоциации реструктуризация банковской системы должна стать основным направлением экономических реформ в России.

Однако предложения АРБ ограничиваются главным образом рекомендациями по налогообложению коммерческих банков, учету всех расходов на создание резервов, снижению ставки по налогу на прибыль. Все они в той или иной форме учтены в Концепции ЦБ. Получается, что самая «банкирская» организация не разработала сколько-нибудь внятной концепции реформирования банковской системы. Невольно возникает вопрос: действительно ли эта организация работает во благо банков – ее членов? Так или иначе, но концепции «от АРБ» банковское сообщество пока не видело.

Да здравствует всеобщее объединение!

Каким образом реформирование банковской системы повлияет на местные банки? Итак, предположим, что реализуется концепция ЦБ РФ. В таком случае ситуация не изменится. Однако возможно, что количество региональных банков сократится. Связано это с тем, что в начале этого года ЦБ РФ объявил новую методику расчета собственных средств (капитала) банков. Новый порядок расчета ухудшает, причем значительно, положение неакционерных банков, то есть банков, действующих в форме обществ с ограниченной ответственностью, а также товариществ с ограниченной ответственностью (хотя ТОО ушли в прошлое после принятия изменений в ГК РФ, в области остался один банк с такой формой собственности ). Для того чтобы банкам в форме ООО выжить, им нужно реорганизоваться в акционерные.

Самое главное препятствие на пути этого процесса – ЦБ РФ. Дело в том, что банки должны подготовить бизнес-план реорганизации, проспект эмиссии, собрать множество документов, а потом утвердить весь пакет в ЦБ РФ. Первым делом пакет документов проходит через местное ГУ ЦБ РФ. Не трудно догадаться, что чем хуже взаимоотношения банка и ГУ, тем дольше будет тянуться процесс перерегистрации, а срок дан короткий – с 1 января 2002 г. должны вступить в действие новые правила расчета капитала. Кто не успеет – окажется в очень щекотливом положении, такой банк нарушит почти половину нормативов ЦБ РФ, поскольку многие из них завязаны на расчет капитала. И тогда у ЦБ будет формальный повод наказать банк и в крайнем случае ввести временное управление либо снять руководителя. Следует отметить, что неакционерных банков в Свердловской области 11 из 28, и в большинстве из них, по нашей информации, активно идет процесс перерегистрации. Однако вполне вероятно, что некоторые из них не успеют до нового года, и тогда их судьба предрешена…

В таком случае область теряет менее 5 банков из 28, а в случае реализации пути РСПП все банки без исключения будут поглощены либо станут донорами центра, ведь ни один из банков области не имеет 1 млрд руб. в качестве уставного капитала. Ближе всех к заветному рубежу находятся Свердловский Губернский Банк и Уральский Банк Реконструкции и Развития. Так, УК УБРиРа составляет более 500 млн руб., а УК СБ Губернский – более 300 млн. руб. Очевидно, что у обоих банков есть возможность увеличить УК. В декабре 2000 г. произошло значительное увеличение капитала УБРиРа благодаря группе УГМК. СБ Губернский относится к группе Госинкора, что также говорит о возможностях учредителей увеличить его УК. Только эти два банка смогут получить генеральные лицензии. Остальным придется довольствоваться региональным положением. В целом же выиграют именно крупные центральные банки.

В любом случае, по какому бы пути ни пошла реформа – по варианту, предложенному ЦБ, или же по концепции РСПП, – ясно одно: укрупнение банков и «чистка» банковской системы неминуемы.

По материалам информ-агентств АК&М, Интерфакс, РБК, УрБК, Страна.Ru.


Другие материалы по теме: