СМЗ: выход на новые рубежи

«VIP-консультант» уже рассказывал о том, что ОАО «Салдинский металлургический завод» успешно миновал процедуру банкротства, подписав мировое соглашение с кредиторами, но это, как говорится, уже история. Сегодня речь пойдет о настоящем и будущем завода.

После того, как на СМЗ была прекращена процедура банкротства, руководство предприятия постепенно начало менять производственную политику. Дело в том, что до последнего времени партнерские связи СМЗ были достаточно узки: поставки сырья осуществлялись со Старооскольского и Западно-Сибирского металлургических комбинатов, а главным потребителем продукции салдинских металлургов было МПС России. В этой ситуации срыв поставок металла одним из меткомбинатов привел бы к тому, что СМЗ не выполнил бы обязательства перед железнодорожниками. А поскольку завод только начал становиться на ноги, любые проблемы могли бы насторожить кредиторов, и тогда подписанное с таким трудом мировое соглашение могло бы сорваться. Чтобы сделать предприятие более независимым от партнеров по бизнесу, гендиректор СМЗ Сергей Капчук принял решение расширять производственные связи как с потребителями, так и с поставщиками. СМЗ смог найти новых партнеров не только на внутреннем рынке, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Внутрироссийские контакты

В середине августа стало известно, что СМЗ начал получать сырье с Нижнетагильского металлургического комбината. Первая поставка составила 900 тонн блюма. Отгрузка началась по договоренности между НТМК, СМЗ и МПС. Как сказал гендиректор СМЗ Сергей Капчук, планируется заключить договор о поставке 10 тысяч тонн блюма ежемесячно. Надо признать, взаимоотношения СМЗ и НТМК складывались непросто. В СМИ появлялась информация, что НТМК якобы желает поглотить СМЗ, сделав его своим цехом. Однако руководство салдинского завода считает взаимовыгодным сотрудничество с мощным соседом, ведь Нижний Тагил – ближайший город, где производят блюм, а значит сократится оплата транспортных расходов.

Эта договоренность особо важна, поскольку ОАО «Свердловэнерго» с 1 августа подняло тарифы на электроэнергию. В этой же связи стоит отметить, что 28 августа Сергей Капчук в Москве провел переговоры с представителями МПС РФ. Удалось добиться повышения цен на закупаемую МПС продукцию завода на 6%, причем это распространяется на оплату продукции, отгруженной с 1 августа. Это позволит СМЗ рассчитываться с кредиторами по старым долгам предприятия.

Кроме того, удалось договориться о поставке сырья из Челябинской области, с комбината «Мечел», производящего спецсталь для изготовления протяжного инструмента. Центральная заводская лаборатория сейчас проводит сертификацию продукции «Мечела». С учетом того, что производственный процесс изготовления протяжек составляет 12 дней, можно рассчитывать на скорое увеличение темпов работы цеха рельсовых скреплений. Челябинский меткомбинат готов запустить печь для производства необходимой СМЗ стали в объеме 8 тонн, что обеспечит инструментальный цех работой на четыре месяца. Условие, которое ставят южноуральские металлурги – 700 тыс. руб. предоплаты. Между тем, для запуска печи необходимо время, поэтому руководством СМЗ было принято решение воспользоваться пока готовой спецсталью «Мечела».

Пищевая промышленность

Международные контакты СМЗ пока касаются только сбыта продукции. Как известно, завод производит рельсовые скрепления, которые на внутреннем рынке закупает МПС. Железнодорожники, являясь в России монополистами, по-своему ограничивают развитие СМЗ, так как увеличивать объемы можно только под конкретные заказы. Искать сбыт в этой ситуации можно только за границей, где, кроме государственных, есть и частные железнодорожные магистрали. Руководству СМЗ уже удалось наладить контакты с Канадой и Ираном.

Канадские железнодорожные компании традиционно закупают продукцию в США, но аналогичный американский товар дороже, чем уральский, даже с учетом транспортных затрат. Канадцы сейчас внимательно изучают рентабельность проекта, но пока трудно говорить о каких-либо конкретных сроках его реализации. Можно сказать, что первый шаг сделан.

Если сотрудничество СМЗ с Канадой – вопрос будущего, то работа с Ираном уже ведется. В настоящий момент на СМЗ идет подготовка контракта по поставке продукции на иранские железные дороги. На заводе побывал технический руководитель фирмы, которая осуществляет закупки для иранских железнодорожников. В ходе переговоров решалось, можно ли внести изменения в конструкцию рельсовых подкладок с учетом технологии СМЗ. Иранцев устроило качество продукции СМЗ, и они дали согласие на предложения уральцев. Сейчас цех рельсовых скреплений готовится к производству: разрабатывается калибровка, на основе чертежей лаборатория метрологии приступает к изготовлению шаблонов. Иранская фирма готова внести предоплату в размере 40 тыс. долл. Пока планируется производить 1 тыс. тонн продукции в год. В будущем объемы будут увеличены до 2 тыс. тонн, что составит годовую потребность иранских путей сообщения.

СМЗ, вероятнее всего, продолжит поиск деловых партнеров за рубежом. Развитию таких контактов способствует признание иностранными специалистами качества продукции СМЗ, которое неоднократно отмечалось международными наградами. В нынешнем году СМЗ признан достойным Золотого приза Европы «За качество». Уведомительное письмо об этом не так давно получил гендиректор СМЗ Сергей Капчук от президента подготовительного комитета международного приза Аресенио Пардо Родригеса.


Другие материалы по теме: