Уральские банкиры комментируют «Совместную стратегия Банка России и Правительства РФ о развитии банковского сектора»
18 сентября 2001 (16:44)
Сегодня в газете «КоммерсантЪ» опубликована «Совместная стратегия Банка России и правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора». В документе говориться, что правительство будет воздерживаться от создания новых госбанков либо от предоставления действующим банкам привилегий. В отношении Внешэкономбанка правительство намерено разделить функции агента по обслуживанию внешнего долга и функции кредитной организации. Также планируется принять ряд решений о целесообразности сохранения в государственной собственности долей в капиталах кредитных организаций, говорится в «Совместной стратегии Банка России и правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора». Как говорится в документе «будет составлен перечень кредитных организаций, доли госучастия в которых подлежат реализации на рынке». Речь идет об участии государства в лице министерств и РФФИ, ФГУПов, ГУПов, госпредприятий, госучреждений, АРКО, государственных внебюджетных фондов, субъектов РФ, а также организаций, имеющих долю госучастия свыше 20%.
По мнению председателя Уральского банковского союза (УБС) Петра Агафонова, Правительство РФ предприняло верный шаг, решив воздержаться от создания новых государственных банков и от предоставления действующим банкам привилегий. «В рыночной системе должно быть как можно меньше государственных или привилегированных банков, – пояснил П. Агафонов, – иначе никакой здоровой конкуренции не будет». Председатель УБС считает, что государство может выходить на рынок, но только на тех же условиях, что и коммерческие кредитные организации. Однако, льготы Сбербанку будут предоставляться еще несколько лет, пока экономика России сохраняет неустойчивое положение. Что касается решения Правительства РФ рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения в своей собственности долей в капиталах кредитных организаций, П. Агафонов считает, что возможная последующая реализация этих долей не приведет к масштабному переделу банковской собственности. «В цивилизованном мире отказ государства от своих долей в кредитных организациях – обычное дело, – заявил П. Агафонов. Однако, не все банки, имеющие сейчас в своем капитале госпакет акций, справятся с ситуацией после реализации доли государства. «Есть ведь кредитные организации, очень сильно зависящие от акционера-государства, – пояснил П.. Агафонов, – однако, это не актуально для уральских банков, так как большую часть их капитала составляют средства промышленных предприятий. То же самое можно сказать и о московских или ленинградских банках. А вот, например, для кредитных организаций Курганской области вывод государственных средств может оказаться серьезным испытанием».
Председатель правления ООО «Качканарский коммерческий банк» Александра Сытых считает иначе. По его мнению, любые ограничения банковской деятельности, в том числе и в отношении государственных банков, ослабляют конкурентную борьбу. Только за счет здоровой конкуренции банковская система может гармонично развиваться. Что касается целесообразности сохранения в государственной собственности долей в капиталах кредитных организаций, с одной стороны, ее наличие этой позволяет контролировать деятельность банков. С другой стороны, если банк прибыли не дает, то государству не имеет смысла иметь свою долю в его капитале.
По мнению вице-президента ОАО «Уралпромстройбанк» Александра Заболотских, «стратегической задачей развития банковского сектора является создание условий для расширения деятельности банков по привлечению сбережений населения. При этом предполагается принять меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов на финансовое состояние банков (например, в кризисной ситуации, свидетелями которой мы были в 1998 г.). В частности, предлагается внести изменения в ст. 837 Гражданского кодекса РФ, предусматривающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (за 30 дней). На наш взгляд, предлагаемые меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов недостаточны. В результате подобных действий населения нарушается баланс структуры активов и обязательств кредитной организации по срокам. Это в свою очередь оказывает влияние на снижение уровня ликвидности банка. Вымывание пассивов (даже с предупреждением банка за 30 дней) ограничивает возможности банка в осуществлении своих инвестиционных проектов». «Вместе с тем мы считаем, что принятие закона о гарантировании вкладов населения с одновременным внедрением международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках позволит обеспечить их прозрачность и укрепит доверие вкладчиков к банкам», – отметил А. Заболотских.
По мнению председателя Уральского банковского союза (УБС) Петра Агафонова, Правительство РФ предприняло верный шаг, решив воздержаться от создания новых государственных банков и от предоставления действующим банкам привилегий. «В рыночной системе должно быть как можно меньше государственных или привилегированных банков, – пояснил П. Агафонов, – иначе никакой здоровой конкуренции не будет». Председатель УБС считает, что государство может выходить на рынок, но только на тех же условиях, что и коммерческие кредитные организации. Однако, льготы Сбербанку будут предоставляться еще несколько лет, пока экономика России сохраняет неустойчивое положение. Что касается решения Правительства РФ рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения в своей собственности долей в капиталах кредитных организаций, П. Агафонов считает, что возможная последующая реализация этих долей не приведет к масштабному переделу банковской собственности. «В цивилизованном мире отказ государства от своих долей в кредитных организациях – обычное дело, – заявил П. Агафонов. Однако, не все банки, имеющие сейчас в своем капитале госпакет акций, справятся с ситуацией после реализации доли государства. «Есть ведь кредитные организации, очень сильно зависящие от акционера-государства, – пояснил П.. Агафонов, – однако, это не актуально для уральских банков, так как большую часть их капитала составляют средства промышленных предприятий. То же самое можно сказать и о московских или ленинградских банках. А вот, например, для кредитных организаций Курганской области вывод государственных средств может оказаться серьезным испытанием».
Председатель правления ООО «Качканарский коммерческий банк» Александра Сытых считает иначе. По его мнению, любые ограничения банковской деятельности, в том числе и в отношении государственных банков, ослабляют конкурентную борьбу. Только за счет здоровой конкуренции банковская система может гармонично развиваться. Что касается целесообразности сохранения в государственной собственности долей в капиталах кредитных организаций, с одной стороны, ее наличие этой позволяет контролировать деятельность банков. С другой стороны, если банк прибыли не дает, то государству не имеет смысла иметь свою долю в его капитале.
По мнению вице-президента ОАО «Уралпромстройбанк» Александра Заболотских, «стратегической задачей развития банковского сектора является создание условий для расширения деятельности банков по привлечению сбережений населения. При этом предполагается принять меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов на финансовое состояние банков (например, в кризисной ситуации, свидетелями которой мы были в 1998 г.). В частности, предлагается внести изменения в ст. 837 Гражданского кодекса РФ, предусматривающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (за 30 дней). На наш взгляд, предлагаемые меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов недостаточны. В результате подобных действий населения нарушается баланс структуры активов и обязательств кредитной организации по срокам. Это в свою очередь оказывает влияние на снижение уровня ликвидности банка. Вымывание пассивов (даже с предупреждением банка за 30 дней) ограничивает возможности банка в осуществлении своих инвестиционных проектов». «Вместе с тем мы считаем, что принятие закона о гарантировании вкладов населения с одновременным внедрением международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках позволит обеспечить их прозрачность и укрепит доверие вкладчиков к банкам», – отметил А. Заболотских.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Вице-президент ОАО «Уралпромстройбанк»: Стратегической задачей развития бан ...
- Председатель Уральского банковского союза Петр Агафонов считает, что продаж ...
- Правительство РФ планирует принять ряд решений о целесообразности сохранени ...
- Председатель Уральского банковского союза Петр Агафонов: В рыночной системе ...
- Правительство РФ будет воздерживаться от создания новых госбанков