«Российская газета» и Виктор Долгов: «Мусора воз»
25 декабря 2007 (13:24)
Для большинства городов и поселков переработка бытовых отходов — несбыточная мечта
В уходящем году уральские предприятия заплатили за ущерб природе на миллиард рублей больше, чем в 2оо6-м. А полностью такие выплаты составили четыре миллиарда.
Специалисты межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу связывают рост экологических выплат с рядом обстоятельств. Во-первых, больше стало плательщиков. Если год назад в округе отчисляли средства в бюджет за вредное воздействие на природу около пяти тысяч промышленных предприятий, то сейчас их более 12 тысяч. Во-вторых, ужесточился спрос с субъектов хозяйственной деятельности. За год Ростехнадзор оштрафовал нарушителей природоохранного законодательства на рекордную для округа сумму в три с лишним миллиарда рублей. И, наконец, стали проявлять себя экономические стимулы.
— Как только предприятие попадает в наш «черный список», сразу снижаются котировки его акций, а в репутации начинают сомневаться деловые партнеры, — подчеркивает заместитель МТУ Ростехнадзора по УрФО Николай Крупинин. — Чтобы не допустить подобного, умный предприниматель вкладывает средства в природохранные проекты.
К сказанному специалистом стоит добавить, что промышленникам, планомерно решающим экологическую проблему, власти регионов и органы местного самоуправления, как правило, обеспечивают режим наибольшего благоприятствования. Ведь по закону денежная компенсация делится на три части: 20 процентов идет в федеральный бюджет и по 40 — в казну региона и муниципального образования, где расположено производство.
По оценкам специалистов Ростехнадзора, больше всех преуспели в природоохранной работе крупные уральские предприятия. В Свердловской области это такие, как Нижнетагильский металлургический комбинат. «Уралэлектромедь», корпорация ВСМПО-Ависма. К примеру, во многом благодаря первому из них Нижний Тагил вышел из числа десяти городов страны с наиболее загрязненной атмосферой.
Куда меньше заботятся об окружающей среде на небольших предприятиях. Печальным примером может служить расположенный в Невьянске завод, выпускающий тормозные системы для железнодорожных вагонов. Пустив новый гальванический цех, здесь не обеспокоились созданием санитарно-защитной зоны, не оформили необходимые согласования. Видимо, скупость одолела: по оценке специалистов, лицензирование потребовало бы 15—20 миллионов рублей. Напрасно взывали городские власти к сознательности заводского руководства, после пуска нового производства предприятие целых два года проработало, не имея необходимой лицензии и не платя за ущерб природе. Пришлось вмешаться Ростехнадзору. В конце концов Невьянский городской суд принял беспрецедентное решение: завод должен быть остановлен. Сейчас командиры предприятия спешно оформляют необходимые документы. Правда, одновременно заводские юристы готовят апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию. Их доводы: раньше на этом месте был автогараж, земля давно загажена, а с завода требуют ее рекультивацию. Словом, опять же нет желания тратиться.
Такую же картину обнаружили проверяющие Ростехнадзора на асфальтобетонных заводах, входящих в состав ФГУП «Свердловскавтодор». Ни одно из этих мелких предприятий не имеет разрешения на вывоз отходов производства. Что ж, скупой платит дважды: пока что МТУ Ростехнадзора по УрФО оштрафовало компанию на миллион рублей.
Невысоко оценивают в контролирующем органе и природоохранную деятельность целого ряда уральских муниципалитетов.
— Многие города и поселки не имеют нормальных полигонов для утилизации бытовых отходов! — констатирует Николай Крупинин. — На Среднем Урале исключение составляет разве что Екатеринбург, где положение улучшается, хоть и медленно. Сейчас здесь ведутся переговоры о строительстве четырех мусороперерабатывающих комплексов.
В уходящем году уральские предприятия заплатили за ущерб природе на миллиард рублей больше, чем в 2оо6-м. А полностью такие выплаты составили четыре миллиарда.
Специалисты межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу связывают рост экологических выплат с рядом обстоятельств. Во-первых, больше стало плательщиков. Если год назад в округе отчисляли средства в бюджет за вредное воздействие на природу около пяти тысяч промышленных предприятий, то сейчас их более 12 тысяч. Во-вторых, ужесточился спрос с субъектов хозяйственной деятельности. За год Ростехнадзор оштрафовал нарушителей природоохранного законодательства на рекордную для округа сумму в три с лишним миллиарда рублей. И, наконец, стали проявлять себя экономические стимулы.
— Как только предприятие попадает в наш «черный список», сразу снижаются котировки его акций, а в репутации начинают сомневаться деловые партнеры, — подчеркивает заместитель МТУ Ростехнадзора по УрФО Николай Крупинин. — Чтобы не допустить подобного, умный предприниматель вкладывает средства в природохранные проекты.
К сказанному специалистом стоит добавить, что промышленникам, планомерно решающим экологическую проблему, власти регионов и органы местного самоуправления, как правило, обеспечивают режим наибольшего благоприятствования. Ведь по закону денежная компенсация делится на три части: 20 процентов идет в федеральный бюджет и по 40 — в казну региона и муниципального образования, где расположено производство.
По оценкам специалистов Ростехнадзора, больше всех преуспели в природоохранной работе крупные уральские предприятия. В Свердловской области это такие, как Нижнетагильский металлургический комбинат. «Уралэлектромедь», корпорация ВСМПО-Ависма. К примеру, во многом благодаря первому из них Нижний Тагил вышел из числа десяти городов страны с наиболее загрязненной атмосферой.
Куда меньше заботятся об окружающей среде на небольших предприятиях. Печальным примером может служить расположенный в Невьянске завод, выпускающий тормозные системы для железнодорожных вагонов. Пустив новый гальванический цех, здесь не обеспокоились созданием санитарно-защитной зоны, не оформили необходимые согласования. Видимо, скупость одолела: по оценке специалистов, лицензирование потребовало бы 15—20 миллионов рублей. Напрасно взывали городские власти к сознательности заводского руководства, после пуска нового производства предприятие целых два года проработало, не имея необходимой лицензии и не платя за ущерб природе. Пришлось вмешаться Ростехнадзору. В конце концов Невьянский городской суд принял беспрецедентное решение: завод должен быть остановлен. Сейчас командиры предприятия спешно оформляют необходимые документы. Правда, одновременно заводские юристы готовят апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию. Их доводы: раньше на этом месте был автогараж, земля давно загажена, а с завода требуют ее рекультивацию. Словом, опять же нет желания тратиться.
Такую же картину обнаружили проверяющие Ростехнадзора на асфальтобетонных заводах, входящих в состав ФГУП «Свердловскавтодор». Ни одно из этих мелких предприятий не имеет разрешения на вывоз отходов производства. Что ж, скупой платит дважды: пока что МТУ Ростехнадзора по УрФО оштрафовало компанию на миллион рублей.
Невысоко оценивают в контролирующем органе и природоохранную деятельность целого ряда уральских муниципалитетов.
— Многие города и поселки не имеют нормальных полигонов для утилизации бытовых отходов! — констатирует Николай Крупинин. — На Среднем Урале исключение составляет разве что Екатеринбург, где положение улучшается, хоть и медленно. Сейчас здесь ведутся переговоры о строительстве четырех мусороперерабатывающих комплексов.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО Николай Крупинин: На тер ...
- 74% расположенных на территории Свердловской области полигонов складировани ...
- Заместитель руководителя Межрегионального территориального управления Росте ...
- Заместитель руководителя Межрегионального территориального управления Росте ...
- МТУ Ростехнадзора по УрФО с начала 2007 года наложило на предприятия, наруш ...