«КоммерсантЪ»: Интернет-торговля российскими акциями так быстро набрала обороты, что крупные брокерские компании теряют клиентов

27 сентября 2001 (11:44)

С момента появления технологий, позволяющих торговать российскими акциями через интернет, прошло чуть больше года. Этого срока оказалось достаточно для появления целого слоя интернет-брокеров, обслуживающих мелких инвесторов. Интернет-торговля так быстро набрала обороты, что крупные брокерские компании, теряющие клиентов, забили тревогу. Они говорят, что низкими комиссионными и рискованной маржинальной политикой интернет-брокеры могут нанести ущерб всему фондовому рынку. Практически все брокеры сегодня признают, что широкое внедрение систем интернет-трейдинга произвело настоящую революцию на рынке ценных бумаг. Мелкие инвесторы получили долгожданную возможность самостоятельно выйти на биржевые торги. Издержки при работе через интернет оказались для них минимальными – достаточно доступа в сеть и программного обеспечения, с помощью которого можно получать информацию из биржевой торговой системы и выставлять заявки в режиме on-line. В результате использование интернета мелкими инвесторами достигло таких масштабов, что к настоящему моменту более двух третей всех сделок купли-продажи ценных бумаг осуществляется с его помощью. Стремительное развитие систем интернет-трейдинга дало несколько побочных эффектов. Прежде всего это касается комиссионного обслуживания. Сделки с использованием интернет-систем оказались гораздо менее затратными, чем традиционные операции, и брокеры приступили к масштабному снижению комиссионных сборов. Менее чем за год комиссия за обслуживание на рынке акций упала в несколько раз. Достаточно сказать, что до появления интернет-технологий рассчитать стандартную сделку менее чем за $50 было невозможно. Теперь же компании, использующие системы интернет-трейдинга, предлагают своим клиентам комиссию в размере 100 – 150 рублей за стандартную сделку. Более того, известно о планах некоторых компаний вообще отказаться от взимания комиссионных и брать плату лишь за пользование программным обеспечением. Частные инвесторы, на которых в основном и рассчитана интернет-торговля, пребывают в восторге от такого положения вещей. Однако для крупных брокерских компаний, постепенно теряющих мелких клиентов, это превращается в настоящую проблему. Они не могут позволить себе еще больше снизить комиссионные, и так находясь на грани самоокупаемости, и вынуждены уступать пока еще небольшим, но агрессивным новичкам.


Другие материалы по теме: