Большой Евразийский университет: конец прожекта?
За несколько лет своего существования в виде проекта Большой Евразийский государственный университет перестал быть большим, евразийским и государственным. Останется ли он университетом?
Университетский комплекс, который региональные власти и ректора некоторых екатеринбургских вузов все еще желают видеть построенным в районе озера Шарташ, за время своего существования «на бумаге» сменил ряд названий. Сначала он назывался «Большой Евразийский государственный университет (БЕГУ)», и именно с этим названием он был 4 марта 2004 года впервые представлен широкой общественности на конференции «Большой Евразийский государственный университет — масштабный социально-экономический проект». Уже тогда некоторые наблюдатели называли БЕГУ самым амбициозным проектом XXI века. И действительно, заявленные масштабы университетского строительства поражали своим размахом. На территории более чем в 1,5 тыс. гектаров должен был разместиться целый город, состоящий из вузов, исследовательских центров, технопарков, центров опытного производства наукоемкой продукции. По мысли создателей проекта, такое территориальное и организационное объединение должно было способствовать преодолению системного кризиса российского высшего образования и науки, основной проблемой которых остается именно оторванность учебного процесса и научных исследований от реально существующих потребностей в тех или иных разработках. Кроме того, в рамках БЕГУ сама структура вузовского образования должна была претерпеть ряд радикальных изменений: отраслевой принцип организации предполагалось заменить кластерным (тематическим), да и в целом БЕГУ в своем первоначальном замысле должен был скорее напоминать крупные университетские (Гарвард, Оксфорд) и инновационно-технологические (Силиконовая долина) центры Запада, чем привычные провинциальные университеты и НИИ советского и постсоветского образца. После завершения строительства комплекс предполагалось заселить 340 тысячами обитателей, включая 250 тысяч студентов. Возведение такого, по сути, специализированного города средних размеров должно было сопровождаться интенсивным дорожным строительством, развитием коммунальных сетей и социальных учреждений. Неудивительно, что общий объем необходимых инвестиций в проект оценивался в несколько сотен миллиардов рублей.
Государственное финансирование
Изначально проект был выдвинут группой ректоров екатеринбургских вузов, таких как УрГУ, УГТУ-УПИ, УрГАХА и других. Естественно, достаточных средств для реализации задуманной «стройки века» эти вузы не имели, но они рассчитывали найти поддержку на всех уровнях государственной власти, как федеральном, так и региональном, а также заинтересовать своей идеей екатеринбургский муниципалитет. Вместе с тем с самого начала было ясно, что государство не готово взять на себя столь масштабные расходы в полном объеме. Поэтому одновременно с призывами оказать проекту БЕГУ государственную поддержку начался активный поиск спонсоров среди крупных российских компаний. Наконец, велись активные переговоры с теми научно-исследовательскими учреждениями города, где взаимодействие между наукой и производством было отлажено еще в советский период в интересах ВПК, прежде всего с заводом им. Калинина и НПО «Автоматика».
Дальнейшие события показали, что наибольшее понимание эти просьбы о финансовой поддержке проекта встретили именно на муниципальном и региональном уровнях. Решением № 601 от 6 июля 2004 года Екатеринбургская городская дума утвердила Генеральный план развития муниципального образования «Город Екатеринбург», в котором была зарезервирована территория площадью 1 550 гектаров для размещения Большого Евразийского государственного университета. В рамках стратегии развития Екатеринбурга была запланирована реализация стратегического проекта «Большой университет». Начало реализации проекта было намечено на 2005 год. Спустя пару месяцев заявили свою позицию и региональные власти: вышло Постановление Правительства Свердловской области № 770-ПП от 18.08.2004 года «Об участии в создании АНО «Большой Евразийский университетский комплекс». Упомянутая АНО (впоследствии преобразованная в ОАО) была действительно зарегистрирована 8 февраля 2006 года и стала получать регулярную подпитку из областного бюджета. В 2006 году областное правительство перечислило 5 млн рублей на технико-экономическое обоснование проекта. Еще 15 млн руб. в проект вложил муниципалитет. На 2007 год финансирование из регионального бюджета составило уже 60 млн рублей, которые должны были оплатить подготовку планировочной документации и изыскательские работы. Все эти суммы, естественно, составляли доли процента от объема необходимых инвестиций и были направлены только на то, чтобы Большой Евразийский университет появился хотя бы «на бумаге», в проекте.
Что же касается надежд на действительно крупные финансовые вливания, то они связывались с помощью федерального центра и бизнес-структур. 29 июня 2006 года вышло Постановление Законодательного собрания Свердловской области № 81-СПП «Об обращении Законодательного Собрания Свердловской области к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о поддержке проекта создания Большого Евразийского университета». В декабре 2006 года губернатор Свердловской области Э. Россель встречался с М. Фрадковым, занимавшим в то время должность премьер-министра правительства РФ. Передав премьеру ряд документов, губернатор предложил следующие меры по поддержке проекта: Министерство образования и науки России, при участии правительства Свердловской области, должно разработать целевую федеральную программу строительства Большого Евразийского университета на 2007—2025 годы, а Министерство экономического развития и торговли России — включить программу строительства БЕГУ на 2007—2025 годы в перечень федеральных целевых программ. Федеральные власти пообещали изучить возможность оказания поддержки проекту БЕГУ. Однако ближайшее будущее показало, что федеральные власти предпочли не финансировать Большой Евразийский университет ни в формате, предложенном свердловским губернатором, ни в рамках нацпроекта «Образование». Накануне 2007 года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сообщил на коллегии министерства, что 26 декабря были зарегистрированы новые университеты, создание которых предусмотрено нацпроектом «Образование»: Сибирский национальный университет в Красноярске и Южный в Ростове-на-Дону. Статус Евразийского университета министерство предпочло обойти молчанием.
Ряд экспертов посчитали молчание федерального центра фактическим концом БЕГУ. Без целевого финансирования из национального бюджета столь глобальный проект не мог быть реализован априори.
В поисках средств
Тем не менее официально работы по подготовке проекта БЕГУ прекращены не были, тем более что финансирование подготовительного этапа проекта из местного и регионального бюджета продолжилось. Очевидная невозможность реализовать проект в его первоначальном виде заставила разработчиков искать различные варианты альтернативного финансирования строительства «супервуза».
Сначала сторонники проекта БЕГУ попробовали добиться от федерального центра финансирования строительства хотя бы отдельных первоочередных объектов, входящих в планируемый университетский комплекс. Так, в декабре 2007 года активно обсуждалась возможность получения (в течение трех лет) порядка 1 млрд рублей из федерального бюджета на создание технопарка, который планировалось разместить на участке территории Евразийского университетского комплекса порядка 50 гектаров. Финансирование предполагалось получить в рамках федеральной целевой программы «Создание технопарков высоких технологий». Общий объем необходимых инвестиций в этот раз, естественно, выглядел гораздо скромнее: всего около 7 млрд рублей. Впрочем, и этот проект представляется экспертам фантастическим: будущий вуз не является технопарком и не может быть профинансирован из этой программы в принципе.
Другим возможным источником финансирования проекта должны были стать средства бизнес-структур и частных инвесторов. Уже в 2004 году сторонники проекта активно искали поддержки со стороны частного капитала и даже добились в этом направлении первых результатов: в упомянутой выше учредительной конференции приняли участие представители ряда крупных коммерческих структур. К сожалению, поддержка проекта с их стороны редко выходила за рамки принципиального признания важности проекта и своего, ни к чему не обязывающего интереса к нему. Звучали и более конкретные предложения о сотрудничестве, но все они делались в такой форме, которая предполагала вступление в проект после завершения основных строек.
Так, торговые сети готовы были разместить в будущем студгородке свои магазины. Банки выразили желание предоставлять кредиты на обучение студентов, крупные промышленные предприятия — размещать в НИИ и проектных институтах заказы. Однако выступить спонсором строительства, вложить собственные деньги в создание инфраструктуры вуза никто из инвесторов готовности не выразил.
Уже к концу 2007 года стало очевидно, что средств на строительство Евразийского университета нет и, по всей видимости, не будет. В результате сторонники реализации проекта «любой ценой» предложили сразу несколько достаточно оригинальных методов изыскания ресурсов для начала стройки. Пожалуй, самый экстравагантный из них предложил бывший председатель областной думы Законодательного собрания Свердловской области Николай Воронин. В беседе со СМИ он предложил продать помещения уже существующих вузов, расположенных в центре города, и строить БЕГУ на вырученные средства. Вузовская общественность даже не стала комментировать подобное предложение. В неформальной беседе представители университетов предположили, что в случае, если предложение Воронина будет реализовано, то вузы наверняка лишатся своих зданий, расположенных в центре города, но вряд ли получат новые учебные корпуса: деньги, скорее всего, просто уйдут «в никуда».
К счастью осуществить подобный проект силами Свердловской облдумы невозможно: здания большинства высших учебных заведений Екатеринбурга находятся в федеральной собственности.
Закономерный итог
В результате к началу 2008 года — времени завершения разработки концепции БЕГУ — стало понятно, что проект в его первоначальном варианте реализован в обозримом будущем не будет. Окончательную точку в вопросе о «супервузе» в Екатеринбурге поставило очередное заседание координационной группы по проекту Большого Евразийского государственного университета под председательством Эдуарда Росселя, прошедшее в феврале этого года.
В ходе заседания представители различных министерств не раз озвучивали тот факт, что федеральных денег на строительство «супервуза» выделено не будет, областной бюджет сможет инвестировать в проект весьма скромные суммы, частные инвесторы вкладывать свои деньги в вуз не спешат.
Впрочем, понять их можно. Ведь, как выяснилось в ходе все того же заседания, проекта как такового просто не существует. Несмотря на 3 года напряженной работы и несколько десятков миллионов рублей, потраченных на «изыскания», на данный момент Евразийский университет лишен единой концепции. Как выяснилось, неизвестно даже, сколько именно студентов будет учиться в новом вузе: цифры назывались в диапазоне от первоначальных 250 тысяч до куда более скромных 10 тысяч человек.
В результате обсуждения Михаил Максимов отметил, что в концепции университета до сих пор имеется неясность и размытость. «О строительстве Большого Евразийского федерального университета разговоры ведутся уже три года, а определенности и четкого видения проекта до сих пор нет», — подытожил заседание Эдуард Россель.
Перспективы
Впрочем, в ходе обсуждения вниманию собравшихся была представлен так называемая «облегченная» версия университета (сменившая название на БЕФУ — Большой Евразийский федеральный университет). В него должны войти исследовательский институт в составе девяти научно-образовательных центров, технопарк высоких технологий, 20 студенческих общежитий на 10 тысяч мест, студенческий больничный комплекс, студенческий спортивно-культурный центр. Эти объекты должны быть возведены к 2011 году.
Конечно, это проект куда менее амбициозен, чем первый: новый вуз, к примеру, будет меньше существующего УПИ. Вряд ли для его создания придется прибегать к участию всех университетов Урала — скорее его придется создать на «пустом месте».
Впрочем, этот новый проект сейчас находится на стадии «предположений»: у него нет даже четко оформленного плана, не говоря о конкретном экономическом обосновании или архитектурных решениях. Дискуссии вызвала даже направленность объектов, которые должны войти в новый вуз. Они просто не обозначены!
Впрочем, и его нельзя назвать беспроблемным: начальник Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Михаил Вяткин отметил, что земля, отведенная под строительство объектов первой очереди, находится в федеральном ведении, а значит, ее нельзя отводить под строительство, пока она не перейдет в собственность города. Во-вторых, существует транспортная проблема: необходимо расширить транспортную магистраль, которая свяжет Евразийский университет с городом.
На закономерный вопрос о том, куда были потрачены десятки миллионов рублей и три года работы значительного числа людей, занятых подготовкой БЕГУ, создатели проекта отвечают, что проектировали совсем другой, куда более глобальный университет. В результате весь цикл операций по реализации проекта надо начинать сначала. Опять нужно тратить деньги и время на проработку общих и конкретных планов, чертежей, смет, прикидок, опять придется искать финансирование, опять устанавливать сроки и этапы строительства.
Впрочем, не исключено, что столь значительных затрат на этот процесс уже не потребуется. Ведь вполне может оказаться, что на деле вместо «глобального образовательного центра» на четверть миллиона студентов будет создана более чем локальная «кузница элитных кадров» размером с иной факультет.
«Сейчас мы планируем создать девять научно-образовательных центров, которые обеспечат принципиально новый уровень подготовки специалистов. Цель хорошая, но, может быть, ее стоит приземлить? Зачем начинать строительство с поликлиник? Давайте совместно с ректорами выберем одно самое приоритетное направление, это может быть материаловедение, информационные технологии или что-то другое. Построим для начала один институт, технопарк к нему, одно общежитие для студентов и гостиницу для преподавателей. Положим начало, а потом будем действовать дальше», — отметил Эдуард Россель.
Подобный проект представляется экспертам куда более реальным, нежели все предыдущие. На его реализацию вполне хватит средств даже областного бюджета. Впрочем, вряд ли это камерное учебное заведение будет носить имя «Большого Евразийского государственного университета». Куда больше ему подойдет название типа «Малый Свердловский региональный университет». А о мегапроектах в сфере образования Екатеринбургу, по всей видимости, придется просто забыть.
Университетский комплекс, который региональные власти и ректора некоторых екатеринбургских вузов все еще желают видеть построенным в районе озера Шарташ, за время своего существования «на бумаге» сменил ряд названий. Сначала он назывался «Большой Евразийский государственный университет (БЕГУ)», и именно с этим названием он был 4 марта 2004 года впервые представлен широкой общественности на конференции «Большой Евразийский государственный университет — масштабный социально-экономический проект». Уже тогда некоторые наблюдатели называли БЕГУ самым амбициозным проектом XXI века. И действительно, заявленные масштабы университетского строительства поражали своим размахом. На территории более чем в 1,5 тыс. гектаров должен был разместиться целый город, состоящий из вузов, исследовательских центров, технопарков, центров опытного производства наукоемкой продукции. По мысли создателей проекта, такое территориальное и организационное объединение должно было способствовать преодолению системного кризиса российского высшего образования и науки, основной проблемой которых остается именно оторванность учебного процесса и научных исследований от реально существующих потребностей в тех или иных разработках. Кроме того, в рамках БЕГУ сама структура вузовского образования должна была претерпеть ряд радикальных изменений: отраслевой принцип организации предполагалось заменить кластерным (тематическим), да и в целом БЕГУ в своем первоначальном замысле должен был скорее напоминать крупные университетские (Гарвард, Оксфорд) и инновационно-технологические (Силиконовая долина) центры Запада, чем привычные провинциальные университеты и НИИ советского и постсоветского образца. После завершения строительства комплекс предполагалось заселить 340 тысячами обитателей, включая 250 тысяч студентов. Возведение такого, по сути, специализированного города средних размеров должно было сопровождаться интенсивным дорожным строительством, развитием коммунальных сетей и социальных учреждений. Неудивительно, что общий объем необходимых инвестиций в проект оценивался в несколько сотен миллиардов рублей.
Государственное финансирование
Изначально проект был выдвинут группой ректоров екатеринбургских вузов, таких как УрГУ, УГТУ-УПИ, УрГАХА и других. Естественно, достаточных средств для реализации задуманной «стройки века» эти вузы не имели, но они рассчитывали найти поддержку на всех уровнях государственной власти, как федеральном, так и региональном, а также заинтересовать своей идеей екатеринбургский муниципалитет. Вместе с тем с самого начала было ясно, что государство не готово взять на себя столь масштабные расходы в полном объеме. Поэтому одновременно с призывами оказать проекту БЕГУ государственную поддержку начался активный поиск спонсоров среди крупных российских компаний. Наконец, велись активные переговоры с теми научно-исследовательскими учреждениями города, где взаимодействие между наукой и производством было отлажено еще в советский период в интересах ВПК, прежде всего с заводом им. Калинина и НПО «Автоматика».
Дальнейшие события показали, что наибольшее понимание эти просьбы о финансовой поддержке проекта встретили именно на муниципальном и региональном уровнях. Решением № 601 от 6 июля 2004 года Екатеринбургская городская дума утвердила Генеральный план развития муниципального образования «Город Екатеринбург», в котором была зарезервирована территория площадью 1 550 гектаров для размещения Большого Евразийского государственного университета. В рамках стратегии развития Екатеринбурга была запланирована реализация стратегического проекта «Большой университет». Начало реализации проекта было намечено на 2005 год. Спустя пару месяцев заявили свою позицию и региональные власти: вышло Постановление Правительства Свердловской области № 770-ПП от 18.08.2004 года «Об участии в создании АНО «Большой Евразийский университетский комплекс». Упомянутая АНО (впоследствии преобразованная в ОАО) была действительно зарегистрирована 8 февраля 2006 года и стала получать регулярную подпитку из областного бюджета. В 2006 году областное правительство перечислило 5 млн рублей на технико-экономическое обоснование проекта. Еще 15 млн руб. в проект вложил муниципалитет. На 2007 год финансирование из регионального бюджета составило уже 60 млн рублей, которые должны были оплатить подготовку планировочной документации и изыскательские работы. Все эти суммы, естественно, составляли доли процента от объема необходимых инвестиций и были направлены только на то, чтобы Большой Евразийский университет появился хотя бы «на бумаге», в проекте.
Что же касается надежд на действительно крупные финансовые вливания, то они связывались с помощью федерального центра и бизнес-структур. 29 июня 2006 года вышло Постановление Законодательного собрания Свердловской области № 81-СПП «Об обращении Законодательного Собрания Свердловской области к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о поддержке проекта создания Большого Евразийского университета». В декабре 2006 года губернатор Свердловской области Э. Россель встречался с М. Фрадковым, занимавшим в то время должность премьер-министра правительства РФ. Передав премьеру ряд документов, губернатор предложил следующие меры по поддержке проекта: Министерство образования и науки России, при участии правительства Свердловской области, должно разработать целевую федеральную программу строительства Большого Евразийского университета на 2007—2025 годы, а Министерство экономического развития и торговли России — включить программу строительства БЕГУ на 2007—2025 годы в перечень федеральных целевых программ. Федеральные власти пообещали изучить возможность оказания поддержки проекту БЕГУ. Однако ближайшее будущее показало, что федеральные власти предпочли не финансировать Большой Евразийский университет ни в формате, предложенном свердловским губернатором, ни в рамках нацпроекта «Образование». Накануне 2007 года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сообщил на коллегии министерства, что 26 декабря были зарегистрированы новые университеты, создание которых предусмотрено нацпроектом «Образование»: Сибирский национальный университет в Красноярске и Южный в Ростове-на-Дону. Статус Евразийского университета министерство предпочло обойти молчанием.
Ряд экспертов посчитали молчание федерального центра фактическим концом БЕГУ. Без целевого финансирования из национального бюджета столь глобальный проект не мог быть реализован априори.
В поисках средств
Тем не менее официально работы по подготовке проекта БЕГУ прекращены не были, тем более что финансирование подготовительного этапа проекта из местного и регионального бюджета продолжилось. Очевидная невозможность реализовать проект в его первоначальном виде заставила разработчиков искать различные варианты альтернативного финансирования строительства «супервуза».
Сначала сторонники проекта БЕГУ попробовали добиться от федерального центра финансирования строительства хотя бы отдельных первоочередных объектов, входящих в планируемый университетский комплекс. Так, в декабре 2007 года активно обсуждалась возможность получения (в течение трех лет) порядка 1 млрд рублей из федерального бюджета на создание технопарка, который планировалось разместить на участке территории Евразийского университетского комплекса порядка 50 гектаров. Финансирование предполагалось получить в рамках федеральной целевой программы «Создание технопарков высоких технологий». Общий объем необходимых инвестиций в этот раз, естественно, выглядел гораздо скромнее: всего около 7 млрд рублей. Впрочем, и этот проект представляется экспертам фантастическим: будущий вуз не является технопарком и не может быть профинансирован из этой программы в принципе.
Другим возможным источником финансирования проекта должны были стать средства бизнес-структур и частных инвесторов. Уже в 2004 году сторонники проекта активно искали поддержки со стороны частного капитала и даже добились в этом направлении первых результатов: в упомянутой выше учредительной конференции приняли участие представители ряда крупных коммерческих структур. К сожалению, поддержка проекта с их стороны редко выходила за рамки принципиального признания важности проекта и своего, ни к чему не обязывающего интереса к нему. Звучали и более конкретные предложения о сотрудничестве, но все они делались в такой форме, которая предполагала вступление в проект после завершения основных строек.
Так, торговые сети готовы были разместить в будущем студгородке свои магазины. Банки выразили желание предоставлять кредиты на обучение студентов, крупные промышленные предприятия — размещать в НИИ и проектных институтах заказы. Однако выступить спонсором строительства, вложить собственные деньги в создание инфраструктуры вуза никто из инвесторов готовности не выразил.
Уже к концу 2007 года стало очевидно, что средств на строительство Евразийского университета нет и, по всей видимости, не будет. В результате сторонники реализации проекта «любой ценой» предложили сразу несколько достаточно оригинальных методов изыскания ресурсов для начала стройки. Пожалуй, самый экстравагантный из них предложил бывший председатель областной думы Законодательного собрания Свердловской области Николай Воронин. В беседе со СМИ он предложил продать помещения уже существующих вузов, расположенных в центре города, и строить БЕГУ на вырученные средства. Вузовская общественность даже не стала комментировать подобное предложение. В неформальной беседе представители университетов предположили, что в случае, если предложение Воронина будет реализовано, то вузы наверняка лишатся своих зданий, расположенных в центре города, но вряд ли получат новые учебные корпуса: деньги, скорее всего, просто уйдут «в никуда».
К счастью осуществить подобный проект силами Свердловской облдумы невозможно: здания большинства высших учебных заведений Екатеринбурга находятся в федеральной собственности.
Закономерный итог
В результате к началу 2008 года — времени завершения разработки концепции БЕГУ — стало понятно, что проект в его первоначальном варианте реализован в обозримом будущем не будет. Окончательную точку в вопросе о «супервузе» в Екатеринбурге поставило очередное заседание координационной группы по проекту Большого Евразийского государственного университета под председательством Эдуарда Росселя, прошедшее в феврале этого года.
В ходе заседания представители различных министерств не раз озвучивали тот факт, что федеральных денег на строительство «супервуза» выделено не будет, областной бюджет сможет инвестировать в проект весьма скромные суммы, частные инвесторы вкладывать свои деньги в вуз не спешат.
Впрочем, понять их можно. Ведь, как выяснилось в ходе все того же заседания, проекта как такового просто не существует. Несмотря на 3 года напряженной работы и несколько десятков миллионов рублей, потраченных на «изыскания», на данный момент Евразийский университет лишен единой концепции. Как выяснилось, неизвестно даже, сколько именно студентов будет учиться в новом вузе: цифры назывались в диапазоне от первоначальных 250 тысяч до куда более скромных 10 тысяч человек.
В результате обсуждения Михаил Максимов отметил, что в концепции университета до сих пор имеется неясность и размытость. «О строительстве Большого Евразийского федерального университета разговоры ведутся уже три года, а определенности и четкого видения проекта до сих пор нет», — подытожил заседание Эдуард Россель.
Перспективы
Впрочем, в ходе обсуждения вниманию собравшихся была представлен так называемая «облегченная» версия университета (сменившая название на БЕФУ — Большой Евразийский федеральный университет). В него должны войти исследовательский институт в составе девяти научно-образовательных центров, технопарк высоких технологий, 20 студенческих общежитий на 10 тысяч мест, студенческий больничный комплекс, студенческий спортивно-культурный центр. Эти объекты должны быть возведены к 2011 году.
Конечно, это проект куда менее амбициозен, чем первый: новый вуз, к примеру, будет меньше существующего УПИ. Вряд ли для его создания придется прибегать к участию всех университетов Урала — скорее его придется создать на «пустом месте».
Впрочем, этот новый проект сейчас находится на стадии «предположений»: у него нет даже четко оформленного плана, не говоря о конкретном экономическом обосновании или архитектурных решениях. Дискуссии вызвала даже направленность объектов, которые должны войти в новый вуз. Они просто не обозначены!
Впрочем, и его нельзя назвать беспроблемным: начальник Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Михаил Вяткин отметил, что земля, отведенная под строительство объектов первой очереди, находится в федеральном ведении, а значит, ее нельзя отводить под строительство, пока она не перейдет в собственность города. Во-вторых, существует транспортная проблема: необходимо расширить транспортную магистраль, которая свяжет Евразийский университет с городом.
На закономерный вопрос о том, куда были потрачены десятки миллионов рублей и три года работы значительного числа людей, занятых подготовкой БЕГУ, создатели проекта отвечают, что проектировали совсем другой, куда более глобальный университет. В результате весь цикл операций по реализации проекта надо начинать сначала. Опять нужно тратить деньги и время на проработку общих и конкретных планов, чертежей, смет, прикидок, опять придется искать финансирование, опять устанавливать сроки и этапы строительства.
Впрочем, не исключено, что столь значительных затрат на этот процесс уже не потребуется. Ведь вполне может оказаться, что на деле вместо «глобального образовательного центра» на четверть миллиона студентов будет создана более чем локальная «кузница элитных кадров» размером с иной факультет.
«Сейчас мы планируем создать девять научно-образовательных центров, которые обеспечат принципиально новый уровень подготовки специалистов. Цель хорошая, но, может быть, ее стоит приземлить? Зачем начинать строительство с поликлиник? Давайте совместно с ректорами выберем одно самое приоритетное направление, это может быть материаловедение, информационные технологии или что-то другое. Построим для начала один институт, технопарк к нему, одно общежитие для студентов и гостиницу для преподавателей. Положим начало, а потом будем действовать дальше», — отметил Эдуард Россель.
Подобный проект представляется экспертам куда более реальным, нежели все предыдущие. На его реализацию вполне хватит средств даже областного бюджета. Впрочем, вряд ли это камерное учебное заведение будет носить имя «Большого Евразийского государственного университета». Куда больше ему подойдет название типа «Малый Свердловский региональный университет». А о мегапроектах в сфере образования Екатеринбургу, по всей видимости, придется просто забыть.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Большой Евразийский университет: конец прожекта?
- На базе УГТУ-УПИ, Уральского государственного университета им. А.М. Горьког ...
- Ректор УрГУ Владимир Третьяков: Проект Большого Евразийского Государственно ...
- Сегодня администрация Президента РФ рассматривает проект строительства в Ек ...
- Сеть магазинов «Купец» намерена построить в городке Большого Евразийского Г ...