«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Борисов: «Поправки в ОСАГО: подарок или «яблоко раздора»?»

5 марта 2008 (08:43)

Поправки в Закон об ОСАГО, вступившие в силу в конце прошлой недели, могут как облегчить жизнь автомобилистам, так и усугубить нормативную неразбериху, царящую сегодня на рынке страховых услуг. Такие опасения высказали вчера на пресс-конференции в ИА «ИТАР-ТАСС-Урал» представители Свердловского регионального Комитета по защите прав автомобилистов Анатолий Горлов и Владимир Селянин.

Навстречу интересам страховщиков

Поправки вступают в действие в три этапа: с 1 марта, с 1 июля и с 1 декабря. На первом этапе увеличивается сумма компенсации за вред: нанесённый жизни и здоровью автовладельца в ходе ДТП: каждый потерпевший получает 160 000 рублей вместо прежней предельной нормы в 240 000 рублей, которые участники ДТП были вынуждены делить между собой безотносительно того, сколько человек побывало в аварии, двое или десять. За погибших в ДТП, согласно нововведениям в законе об ОСАГО, страховщикам придется заплатить родственникам 135 тысяч рублей плюс 25 тысяч — на погребение. Идя навстречу интересам страховщиков, законопроект увеличивает с 15 до 30 дней срок, отведённый на выплату по ОСАГО или мотивированный отказ в ней. Однако если страховая компания задерживает выплат)7, то с неё можно будет взыскать пени — 1/75 от страховой суммы в сутки.

Нюансы компенсации

Это далеко не полный перечень всех новаций. С 1 марта отменяется юридическое понятие «ДТП на внутренней территории предприятия»: теперь, где бы ни случилось столкновение, страховая компания обязана будет выплачивать потерпевшим компенсацию.

Уменьшен срок «сезонного использования» транспортного средства для предприятий (например, снегоуборочной техники), при котором можно оформлять страховку — с полугода до 3 месяцев. С 1 июля вступает в действие ещё одна поправка, касающаяся так называемого «прямого урегулирования» — по ней пострадавший в ДТП сможет обращаться за компенсацией непосредственно в свою компанию, в которую он вкладывал свои кровные сбережения, а не в компанию виновника аварии. Наконец, с 1 декабря участники ДТП получат право не вызывать на место аварии сотрудников ГИБДД и независимых экспертов... правда, если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей, пострадали оба автомобиля, нет травмированных и оба водителя согласны решить дело миром.

Но есть один нюанс: вступившие в силу новации действительны лишь для договоров ОСАГО, заключённых после 1 марта. Старые договора, увы, подчиняются старым правилам страхования.

Неизбежная путаница?

По мнению председателя Свердловского регионального Комитета по защите прав автомобилистов Владимира Селянина, новые формулировки закона де-факто работают против интересов автомобилистов. Например, позволяют страховым компаниям не возмещать потерпевшей стороне утерю товарной стоимости автомобиля, оплачивая лишь стоимость материалов и работ по восстановлению повреждённого в аварии транспортного средства. Так же «по-английски» из новой редакции закона пропали положения о том, что страховые компании обязаны возмещать затраты потерпевшей стороны на эвакуацию автомобиля с места ДТП и его хранение до момента проведения экспертизы. Но даже будь новая редакция закона образцовой, для её результативного применения необходимы сопутствующие нормативные акты: правила и тарифы страхования, которые разрабатываются Правительством РФ.

Владимир Селянин опасается, что в течение ближайшего месяца, пока новые правила будут разрабатываться и доводиться до народа, надзорные органы будут просто завалены жалобами от потерпевших на якобы « плохую» работу страховщиков. Анатолий Горлов высказал журналистам ещё одно опасение: в связи с большим уровнем аварийности на Среднем Урале многие страховые компании будут стараться под любыми предлогами экономить свои средства, пользуясь слишком большим числом «дырок» в новом законе, а также неизбежной путаницей со «старыми» и «новыми» договорами…

Но пока нет смысла гадать на кофейной гуще и предрекать новому закону судьбу «яблока раздора» между автомобилистами и страховщиками. Поправки вступили в силу, и теперь дело за малым: заставить их работать в реальности. А вот это, как известно, одна из самых больших загвоздок в условиях российского правового нигилизма.


Другие материалы по теме: