Участники продовольственного рынка Свердловской области: Введение законодательных ограничений на торговые надбавки на социально значимые продукты питания приведет к убыткам производителей

6 марта 2008 (14:54)

Министерство сельского хозяйства РФ планирует выступить с рядом предложений по регулированию рынка сельхозпродукции для сдерживания роста потребительских цен. В частности, предлагается ввести ограничение наценки в рознице в размере не более 10—15 % на реализацию «социально значимой сельхозпродукции». Эксперты же рынка достаточно скептически восприняли данное предложение.

«Ограничение наценки в рознице в размере 10—15 % на реализацию «социально значимой сельхозпродукции» — пункт из ряда чисто административных. Я думаю, что данная мера будет малоэффективна и не изменит общей ситуации на рынке, добавит властям работы по дополнительному контролю на федеральном и особенно на региональном уровнях. Результат от этого шага для потребителей будет практически неощутим», — сообщил УрБК исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко.

Аналогичной точки зрения придерживаются и ряд опрошенных УрБК производителей.

«Введение ограничений на торговые наценки для продуктов питания — занятие бесперспективное, и жизнь это уже доказала. Подобные меры не смогут изменить ситуацию на рынке и сдержать рост цен», — заявил генеральный директор ООО «Ураллат» Сергей Суетин.

«Что касается торговых сетей и магазинов, то наценка в 10—15 % является для них убыточной, ведь издержки по обработке товара в рознице составляют примерно 18—20 % от цены. На практике торговля будет вынуждена поднимать наценки на товары другого ассортимента либо просто не брать «убыточный товар». Конечно, во втором случае власти будут давить на торговлю и грозить ей разными санкциями, но все эти шаги никак не стимулируют нормальное развитие и продвижение как этих продуктов, так и самой переработки и торговли», — отмечает А. Подоляко.

Представители торговых сетей напоминают о том, что уже подписывали соглашение с правительством о добровольном замораживании цен на социально значимые продукты питания до 1 февраля 2008 года, затем также добровольно согласились его продлить до 1 мая, однако все эти шаги они предпринимали добровольно.

Как отмечает пресс-секретарь ЗАО «Супермаркет «Кировский» Ольга Нагибина, государство не имеет права обязать устанавливать торговые наценки ниже какого-либо уровня, так как это противоречит условиям рынка.

Свои проблемы возникнут и у товаропроизводителей.

«Если ограничения наценок на социально значимую сельхозпродукцию будут введены, убытки понесут и производители, и торговые сети. Количество закупаемого сетями хлебобулочной продукции не изменится, но при этом сети будут требовать у производителей пойти на уступки по ценам, сделать скидки, что, в свою очередь, повлечет убытки у производителей, так как колхозы вряд ли смогут снизить стоимость сырья», — сообщил Л. Сидерман.

«Что касается производителей молочной продукции, они оказываются в самом невыгодном положении, между двух огней: с одной стороны, свои условия и расценки ставят аграрии, с другой — торговые сети. Аграрии не позволят снизить закупочные цены на сырье; торговые сети, чтобы не оказаться в убытке, напротив, будут требовать различные скидки и бонусы. Так что в этой ситуации страдать будут именно производители», — добавил С. Суетин.


Другие материалы по теме: