«Областная газета» и Анатолий Гущин: «Особенности уральского ЛПК»

19 марта 2008 (09:23)

Почти в два раза возросла прибыль предприятий лесопромышленного комплекса Свердловской области в прошлом году.

Она составила 822 миллиона рублей. Ожидается, что в 2008-м она достигнет миллиарда. Эти цифры не без удовольствия озвучил директор Уральского союза лесопромышленников Геннадий Гирёв на недавнем собрании, посвящённом итогам работы отрасли в 2007 году. Однако речь шла не только об успехах. Много говорилось и о проблемах. В том числе таких, решить которые не удаётся уже многие годы.

Поэтому не случайное/Что в работе собрания приняли участие такие высокопоставленные руководители, как первый заместитель председателя правительства — министр промышленности и науки Свердловской области Владимир Молчанов, министр природных ресурсов Константин Крючков.

Однако начал Г. Гирёв свой доклад с позитива. Минувший год для отрасли он оценил как удачный, И это действительно так. Заметный рост произошёл почти по всем видам выпускаемой продукции. На один миллион кубометров, по сравнению с 2006-м, увеличились лесозаготовки. Рост производства фанеры составил 136 процентов, круглых лесоматериалов — 110, картона — 107, пиломатериалов — 103, бумаги -101 процент. Небольшое снижение допущено лишь по выпуску плит — ДВП и ДСП, но и то в связи с реконструкцией Тавдинского фанерного комбината.

Возрос и экспорт. Он составил 207,5 миллиона долларов, это 146 процентов к уровню 2006 года.

Кстати, на экспорт ЛПК области поставляет более половины выпущенных пиломатериалов. Самые крупные поставки — а Азербайджан. Эта страна лидирует в экспорте уже не первый год.

Также Г. Гирёв отметил, что возросли инвестиции в лесной комплекс. За 2006-2007 годы они превысили 1,3 миллиарда рублей. Но в ближайшее время могут увеличиться в разы!

Не так давно в области закончена разработка инвестиционной программы по развитию лесопромышленного комплекса, рассчитанной на 2008-2010 годы. Программа предусматривает строительство и реконструкцию 47 объектов. Благодаря этому расширится производство столярных изделий, древесных плит и мебельных щитов. Активнее начнёт развиваться деревянное домостроение.

По словам Г. Гирёва, к 2010 году производство товарной продукции возрастёт в 1,6 раза и достигнет 15 миллиардов рублей. (По итогам 2007 года эта цифра составила 12,6 миллиарда).

Учитывая дефицит рабочих, планируется внедрить новые технологии лесозаготовок. Для этого к 2010 году область закупит несколько десятков «харвестеров — форвардеров». Благодаря этому численность лесорубов сократится на две тысячи человек.

Назвал Г. Гирёв и другие цифры: объём производства пиломатериалов вырастет в 1,4 раза, ламинированной ДСП — в 2,5, уровень деревянного домостроения достигнет 215 тысяч квадратных метров в год...

В соответствии с инвестиционной программой, должны открыться и новые производства: древесно-стружечных плит — на Алапаевском заводе древесных плит, плит 03В — на УЗТМ, целлюлозы — на Тавдинском целлюлозно-бумажном комбинате. Правда, пуск ЦБК планируется на более поздний срок, в 2014 году. Однако его строительство должно начаться уже в следующем году.

Как заявил Г. Гирёв, от перспектив захватывает дух. Но, заметил, во многом они реальны. Хотя, конечно, есть и проблемы, которые существенно осложняют жизнь.

Одна из них связана с резким ухудшением перевозок лесопродукции по железной дороге. В прошлом году СвЖД сократила такие перевозки на 5000 вагонов, или на 10 процентов, хотя, как отмечалось выше, объёмы производства растут. В связи с этим многие предприятия ЛПК вынуждены переходить на автоперевозки. Особенно много продукции уже перевозят автотранспортом ЗАО «Фанком», ЗАО «Тавдинский фанерный комбинат». При этом, как говорят, «транспортное плечо» составляет порой 250-300 километров, что, конечно, сказывается на расходах. Однако железная дорога не обещает, что проблема будет скоро решена. Нерегулярная подача вагонов, по словам Г. Гирёва, сохранится и в этом году. Особенно в летний период. Руководство СвЖД объявило, что с мая начнутся существенные ограничения перевозок в связи с масштабными ремонтными работами рельсовых путей.

Ещё одна серьёзная проблема — лесные дороги. О ней говорили и некоторые директора предприятий. За последние двадцать лет в области не проложено ни одного километра таких дорог.' Раньше они строились, деньги на них выделялись из бюджета страны. Сейчас так говорят: вам надо, вы и стройте. За свой счёт. Но разве это реально?

Волнует лесопромышленников и новая система арендных отношений. Она тоже становится тяжёлым бременем для лесозаготовителей, потому что на них теперь возлагаются обязанности по ведению лесного хозяйства на арендованных участках, а также тушение на них пожаров. А ведь для этого нужна и специальная техника, и профессионально подготовленные люди. Где их взять? Да и средства на это нужны немалые.

Министр природных ресурсов К.Крючков ничего утешительного в этом плане лесопромышленникам пообещать не смог. Все верно, аренда станет более хлопотной и дорогостоящей. Однако покупать лес на аукционах дело тоже рискованное. На них конкуренция. И зачистую побеждают те, у кого больше денег.

-В этом-то и беда, — сказал директор Новолялинского ЦБЗ В.Глузман. — Побеждают люди со стороны, а мы таким образом оказываемся не в состоянии обеспечить работой свои коллективы. А это — сотни, порой и тысячи человек.

Такая система, считает Глузман, может привезти к печальному результату. Потому что те, кто побеждает на конкурсах, не несут ни перед кем никакой социальной ответственности.

В.Молчанов согласен: вопрос не однозначный. Но такой порядок установлен Лесным кодексом. Поправки, в него пока вносить не собираются, а потому придется жить так, как предписывает закон, пусть и несовершенный.

Он также отметил, что рынок — это не всегда стабильность, а потому надо учиться жить в новых экономических условиях.

-Самое главное, — сказал он, — это техническое перевооружение. Производство надо оснащать самым современным оборудованием. Только так мы сможем выпускать конкурентно-способную продукцию. Это тот же самый путь, который все мы прошли в быту: отказались от отечественных утюгов, телевизоров, стиральных машин... Так и а других сферах, в том числе лесопромышленном производстве.

Известно, что лесозаготовка во многих леспромхозах убыточна. Однако, если закупить импортные «харвестеры-форвардеры», то она может стать прибыльной. По словам В. Молчанова, объём капитальных вложений в лесозаготовки в ближайшее время будет увеличен. Планируется, что область ежегодно будет закупать до десяти импортных заготовительных комплексов.

Остановился Владимир Антонович и на проблемах дорог. Что касается железной, то тут такая ситуация. СвЖД действительно в прошлом году не обеспечила перевозку грузов в полном объёме, то есть подвела не только лесопромышленников. Причин тут несколько. С одной стороны, растут объёмы производства во всех отраслях, с другой — увеличивается изношенность локомотивов и рельсовых путей. Состояние железнодорожного полотна на некоторых участках таково, что эшелоны идут только на низких скоростях. Поэтому, чтобы увеличить скорость составов, надо отремонтировать дорогу. Этим СвЖД летом как раз и займётся.

Что касается лесных дорог, то и тут перспектива есть, Главное, по словам В.Молчанова, деньги на эти цели можно выделить хоть сейчас. Вопрос в другом. На чьём балансе будут эти дороги? На балансе лесопромышленных предприятий? Но захотят ли они этого? Тем более лесная дорога -это зачастую временная дорога. Вырубили лес — и ездить по ней перестали. Следом возникает необходимость уже в другой дороге, к другому лесному массиву. Однако, не определив балансодержателя, хозяина, финансировать строительство таких дорог вряд ли кто будет.

В.Молчанов пообещал, что в ближайшее время в правительстве будут подготовлены предложения по данному вопросу. После того, как с ними ознакомится губернатор, возможно, будет разработана специальная программа по строительству лесных дорог. Отчасти она может осуществляться в рамках уже принятой программы «Уральская деревня».


Другие материалы по теме: