Питер Бернштейн, историк-финансист: Нынешний финансовый кризис — худший со времен Великой депрессии

30 апреля 2008 (08:25)

В Америке полно толковых экономистов, и у каждого есть свое мнение относительно того, какова нынешняя экономическая ситуация в США и в мире и как выйти из кризиса. Ветеран Уолл-стрита заговорил.

89-летний Питер Бернштейн, финансовый менеджер, консультант, историк-финансист и автор книг, как представляет его Wall Street Journal, был свидетелем всех финансовых потрясений минувшего столетия — от Великой депрессии до ипотечного и кредитного кризиса последнего времени.

Имея за спиной столь богатый личный и финансовый опыт, Бернштейн считает, что нынешний кризис — худший со времен Великой депрессии. «Он будет длиться значительно дольше, чем нам сейчас кажется».

Одна из причин, по его мнению, кроется в том, что банки слишком мало дают в кредит и вместо кредитной политики предпочитают вкладывать деньги в ценные бумаги, которые затем перепродаются другим инвесторам.

Вторая причина зла — чрезмерное увлечение заимствованиями со стороны, как финансовых институтов, так и рядовых потребителей.

Поскольку в создавшихся условиях все будут стремиться избегать рисков, а рисковать надо, дабы зарабатывать деньги, Бернштейн считает правильным вкладываться в фондовый рынок, поскольку такие вложения открыты практически для всех; кроме того, всегда есть время передумать, там существует ликвидность и, наконец, фондовые рынки не дешевеют.

Ухудшить нынешнюю ситуацию может, с его точки зрения, везапный спад в китайской экономике, обострение ситуации в Ираке или очередной скачок международного терроризма.

Одним из признаков выхода из кризиса Бернштейн называет момент, когда у потребителей появится достаточно храбрости брать взаймы, а у кредиторов — ссужать деньги. «Никакого роста быть не может, пока кредиты падают, а не растут», — убежден он.

Главное же, считает Бернштейн, в том, чтобы преодолеть проблемы рынка недвижимости. До тех пор, пока ситуация не изменится, пока давление на кредитную систему не ослабнет, нужно позаботиться о потребителе, подсобить ему.

Наибольшие надежды Бернштейн возлагает на экономический рост в Азии, где, по его словам, «столько всего вдохновляющего».


Другие материалы по теме: