Хорошие новости по экономике пока больше походят на мираж

12 мая 2008 (08:28)

Хорошие новости о состоянии экономики пока лишь маскируют ее слабости, пишет в своем аналитическом обзоре экономист Associated Press Жаннин Аверса (Jeannine Aversa).

Процент безработицы снижается, производительность труда растет, сокращается дефицит торгового баланса. Звучит красиво, не правда ли? — Не будем спешить с выводами.

Взять, к примеру, показатель безработицы, который снизился с 5,1% в марте до 5% в апреле. Более глубокий взгляд выявляет, что сокращение безработицы не столь хорошо, как кажется на первый взгляд. Оно произошло в момент, когда количество людей, работающих неполный рабочий день резко увеличилось с 4,4 млн. год назад до 5,2 млн. в апреле этого года.

Снижение безработицы произошло также в момент, когда работодатели сократили персонал четвертый месяц подряд, увеличив объем сокращений до 260000. Зарплаты практически не увеличились, а продолжительность работы сократилась. Все это создает довольно безрадостную картину условий занятости.

Показатель производительности труда — важного элемента долгосрочных перспектив национальной экономики серьезно вырос за первые три месяца этого года. К сожалению, этот рост был завоеван за счет работников.

Как разъясняет Бюро трудовой статистики министерства труда , повышение производительности было достигнуто главным образом за счет сокращения продолжительности работы. Количество рабочих часов падало с шагом в 1,8%, это самый высокий темп за последние 5 лет.

Кроме того, в I квартале предприниматели производили и увольнения. В результате компании смогли произвести больше продукции меньшим числом работников. Это и привело к увеличению производительности труда, измеряемой количеством продукции произведенной за 1 час рабочего времени.

Теперь взглянем на дефицит торгового баланса. В марте он сократился до $58,2 млрд. за счет более быстрого сокращения импорта СЩА по сравнению с экспортом. Сокращение расходов на импорт нефти сыграло большую роль в сокращении импорта. Однако сократился и спрос на иностранные автомобили, мебель, игрушки, одежду и другие товары, что отразило трудности американских потребителей.

Подавленные кредитными и жилищными проблемами, высокими ценами на продукты питания и энергоносители они стали проявлять осторожность в покупках. Высокие цены на продукты и энергоносители оставляют меньше свободных денег на другие товары, а трудности с получением кредитов усложнили покупку товаров длительного пользования, таких как автомобили, бытовые приборы и, конечно, жилье.

В I квартале этого года потребительские расходы выросли на 1 %. Это самый низкий показатель со времени последней рецессии 2001 года. А потребительские расходы, между прочим, являются самым большим видом экономической активности в США. Именно поведение потребителей определит, как стране удастся пережить удары финансового, кредитного и жилищного кризисов.

Низкие учетные ставки помогают рядовым гражданам, но одновременно ведут к дальнейшему ослаблению доллара. Добавьте к этому распространяющееся представление о слабости экономики США и доллара по отношению к евро.

И все же рост экспорта сыграл важную роль в сохранении роста всей экономики. “Экспорт рос и способствовал положительному развитию экономики”, — заявил министр торговли Карлос Гутьеррес (Carlos Gutierrez). — ВВП вырос за I квартал, правда, всего лишь на хилые 0,6%.

Однако, если вычесть экспорт и товаро-материальные запасы, то фактически экономическая активность в стране сократилась на 0,4%.

Многие экономисты и рядовые граждане считают, что экономика находится в стадии рецессии. Бернанки заявил, что рецессия вероятна, а президент Буш признал, что страна переживает трудные времена. Оба надеются, что сокращение базовой ставки ФРС семь месяцев подряд и правительственный пакет стимулирования с налоговыми льготами и компенсациями помогут вывести экономику из спада к концу этого года.

Иными словами, мираж продолжается.

Исключительно аномальным явлением является увеличение объема потребительского заимствования в марте самым высоким темпом за последние 4 месяца. Похоже, что люди снова пошли по пути увеличения покупок в особенности с помощью кредитных карт.

“При ближайшем рассмотрении на голубом небосводе видны темные тучи, — говорит главный экономист Moody's Economy.com Марк Занди (Mark Zandi). — И их гораздо больше, чем просветов голубого цвета».


Другие материалы по теме: