Кому нужен Уралфинпромбанк?

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает проблему существования небольших зависимых банков в современной России.

Проблема выживаемости «малых» кредитных организаций на сегодняшний день особо актуальна. Отдельную категорию здесь составляют мелкие финансовые учреждения, которые были созданы в качестве расчетных или кэптивных банков различных региональных холдингов. Банки подобной категории служили главным образом корпоративным интересам определенных финансово-промышленных групп.

Последние годы были отмечены сокращением числа подобных организаций: если в конце 90-х годов в Свердловской области было зарегистрировано более 50 самостоятельных банков, то сейчас — немногим более двадцати. Многие из малых кредитных учреждений прекратили свое существование по решению акционеров или были проданы более динамично развивающимся коммерческим структурам. Другие пытаются выступать на финансовом рынке в качестве самостоятельных игроков. К кредитным организациям этой категории могут быть отнесены Уралфинпромбанк, банк «Уралфинанс», УИК-банк, Уралприватбанк, а также ряд других кредитных организаций.

Все они объединены общей судьбой и общими проблемами, главными из которых эксперты называют недостаточность собственных средств для продолжения присутствия на рынке банковских услуг.

В качестве примера подобной «малой» кредитной организации может быть рассмотрено ОАО «Уралфинпромбанк».

УФПБ

До недавнего времени УФПБ принято было относить к уральской финансово-промышленной группе «Финпромко». Деятельность банка была сосредоточена на обслуживании корпоративных интересов холдинга.

Начиная с 2003 года Уралфинпромбанк предпринимал попытки изменить свое положение, демонстрируя стремление выхода на открытый рынок, в том числе в розничной сфере.

Наблюдатели связывают такое изменение ориентации банка со снижением его эффективности в качестве расчетного центра холдинга и исчерпанием возможностей для кредитования аффилированных предприятий. Согласно ряду данных, собственники банка, осознав возможность выбирать более эффективно действующий банк на рыночных принципах, фактически предложили менеджменту самостоятельно выстраивать собственную рыночную стратегию, а с 23 апреля произошли изменения, позволяющие утверждать, что ОАО «Уралфинпромбанк» более не может рассчитывать на поддержку «Финпромко».

Однако если оценивать ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, на пути банка к обретению собственной ниши на рынке стоит множество препятствий. Жесткая конкуренция (естественно, что банк, изначально созданный для обслуживания узких интересов предприятий финансово-промышленной группы, не может составить сильную конкуренцию крупным финансовым институтам) здесь не единственная проблема. Так, выход на розничный рынок затруднен целым рядом факторов. Дело в том, что для качественного обслуживания физических лиц необходима развитая инфраструктура, широкая филиальная сеть, а также специализированная банковская и IT-система. По оценке наблюдателей, ни тем ни другим преимуществом рассматриваемая кредитная организация не обладает.

К тому же неким ограничителем потенциала развития УФПБ является относительно небольшой размер капитала и собственных средств, что характерно для «карманных» банков при крупных финансово-промышленных холдингах.

Большое количество банков сегодня достаточно активно наращивают капитал за счет прибыли. Но и здесь Уралфинпромбанк теряет свои позиции, о чем свидетельствуют факты снижения чистой прибыли банка за IV квартал 2007 года по отношению к III кварталу 2007 года на 18,11 %. В качестве причины, повлекшей за собой снижение прибыли, в официальном сообщении был назван рост административно-управленческих расходов.

Тенденцию к снижению можно наблюдать и в том случае, если сравнивать актуальные данные с данными годичной давности. Так, прибыль за I квартал 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года снизилась на 11,99 %.

Иными словами, стремление выйти на любой сегмент открытого рынка неизбежно упирается в необходимость инвестирования в развитие банка значительных денежных средств. При этом остро встает проблема увеличения капитала кредитной организации, особенно актуальная в условиях усиления тенденций укрупнения банковского бизнеса и стремления ЦБ устранить с рынка «лишние» кредитные организации.

Относительно небольшой размер капитала и собственных средств ограничивает потенциал развития Уралфинпромбанка, напрямую влияет на качество и разнообразие предоставляемых им банковских услуг, на возможность составить конкуренцию другим кредитным учреждениям. Более того, это создает постоянные риски соответствия постоянно увеличивающимся требованиям ЦБ РФ. Учитывая, что банковские нормативы достаточно жестко привязывают кредитную активность банка к его капиталу, для дальнейшего развития Уралфинпромбанку необходимо решить проблему увеличения уставного капитала.

Последние события

Однако основной претендент на роль источника капитальных вложений — группа «Финпромко», — по всей видимости, решил отказаться от участия в этом проекте. Согласно официальным сообщениям УФПБ, 23 апреля 2008 года президент компании «Объединение заводов «Финпромко» Анатолий Павлов вышел из состава акционеров банка, продав принадлежавший ему пакет акций (6,45 %). Из состава акционеров кредитной организации также вышли Ольга и Наталия Павловы, владевшие соответственно 7,32 % и 9,11 % акций.

В то же время в состав акционеров вошли президент банка Станислав Жарков с долей 1 % уставного капитала и вице-президент Тамара Удельнова с долей 0,4 %.

Вице-президент банка Станислав Шанаурин увеличил долю принадлежащих ему акций с 2,54 % до 5,65 %.

Необходимо отметить, что вышеописанное перераспределение пакетов акций — не последняя «перетасовка» долей акционеров. За неделю до того ряд акционеров ОАО «Уралфинпромбанк» изменили размер своих долей в капитале так: Анатолий Павлов сократил долю участия в уставном капитале банка с 23,29 % до 6,45 %, член совета директоров банка Ольга Павлова — с 9,4 % до 7,32 %. При этом член совета директоров банка Валерий Метельский увеличил принадлежащую ему долю с 5,85 % до 14,88 %, член совета директоров Анатолий Шанаурин — с 8,85 % до 13,85 %.

Между тем последние действия акционеров УФПБ, связанные с кардинальным перераспределением пакета акций, вызывают дополнительные вопросы. Попробуем разобраться в причинах.

Некоторые эксперты финансового рынка связывают подобные действия Анатолия Павлова с решением перенаправить часть средств на другие проекты.

«Причины изменения долей акционеров в уставном капитале Уралфинпромбанка могут быть разными. Вполне возможно, что владелец решил вывести часть средств из бизнеса на другие цели. Однако перераспределение долей могло быть вызвано и реализацией ранее заключенных договоренностей с топ-менеджментом банка. Такой прием существует, когда менеджеры получают опцион на выкуп через определенные доли акций, что дает им стимул для развития бизнеса», — заявил аналитик Инвестиционного банка «Финам» Владимир Сергиевский.

Отмечают специалисты и вероятность обновления таким образом новой управленческой команды для банка. Так, по мнению генерального директора ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволода Чащина, перераспределение долей участия в финансовом посреднике — это, с одной стороны, дробление консолидированной доли взаимозависимых лиц, влияющих на управленческие решения менеджеров банка, для которых существуют ограничения со стороны надзорных органов. «С другой стороны, это свидетельство изменений вклада членов совета директоров в развитие банка. Это может быть наступление даты инспирации по опционам call (право купить акции банка), выданным менеджерам в прошлые годы», — отметил В. Чащин.

«Это скорее факт фиксации части прибыли от прироста стоимости акций или долей участия, это механизм вознаграждения менеджеров банка, это способ создания «скамейки запасных» руководящего состава для банковского бизнеса», — заключил В. Чащин.

Вопрос, касающийся причин перераспределения долей участия собственников в уставном капитале банка, достаточно спорный, и окончательного ответа на него найти сложно. Думается, дальнейшие действия собственников и менеджмента компании позволят установить логику в этих процессах. Возможно, часть ответа кроется в активности банка, связанной с ротацией кадров.

Так, менее чем за год в административной структуре банка произошли значительные изменения. С 10 декабря 2007 года по решению заседания совета директоров кредитного учреждения от должности члена правления ОАО «Уралфинпромбанк» освобождена Раиса Садыкова. Четырьмя месяцами ранее на заседании совета директоров было принято решение о смене президента кредитной организации. Тамара Удельнова освобождена от должности президента УФПБ и назначена на должность члена правления банка. Новым президентом был назначен Станислав Жарков, который ранее являлся членом правления банка.

Кому нужен банк?

Учитывая вышеописанные обстоятельства, можно сделать предположение о смене приоритетных направлений инвестиций холдинга «Финпромко» и о том, что собственник не связывает планы развития своего бизнеса с поддержкой и «реанимацией» банковского сегмента. Очевидным этот факт стал еще до того, как Анатолий Павлов вышел из состава акционеров.

Отсутствие у А. Павлова заинтересованности в том, чтобы производить финансовые вливания в развитие банка, можно было проследить еще год тому назад.

Так, группа компаний «Финпромко» достаточно активно вкладывала свои средства в различные проекты: комплекс таунхаусов «Орхидея-Парк», расположенный на территории санатория «С.С.С.Р.» в Адлере, приобретение туристической компании «Виста» и т. д.

В любом случае стремление к укрупнению и развитию банка ведет к необходимости дополнительных финансовых вложений, которые были возможны по двум сценариям: либо денежные вливания собственно Анатолия Павлова, либо вложения сторонних инвесторов.

Принимая во внимание последние действия собственника (выход из состава акционеров, денежные вложения в сторонние проекты), можно сделать вывод о том, что инвестиций со стороны «Финпромко» ожидать не стоит.

В такой ситуации наиболее приемлемым вариантом для банка было бы привлечение сторонних инвесторов, готовых вложить свои средства в увеличение уставного капитала кредитной организации. Однако сам по себе небольшой региональный банк не является привлекательным активом для рыночных инвесторов. Как правило, подобные организации приобретаются крупными федеральными банками, стремящимися таким образом войти на региональные рынки.

Однако практика последних лет показывает, что крупным федеральным сетям быстрее и дешевле создавать на новых для себя территориях структурные подразделения с нуля, а не использовать в этом качестве уже существующие банки. Главная причина этого — существенная переплата за те структурные подразделения и активы, которые федеральной сети просто не нужны. Кроме того, приобретение уже существующей организации всегда приводит к необходимости производить дополнительные траты на обслуживание ранее заключенных соглашений, синхронизацию операционных систем, ребрендинг.

Такие плюсы, как наработанная клиентская база и готовые операционные офисы, далеко не всегда уравновешивают дополнительные затраты. Это особенно верно в отношении Уралфинпромбанка, обремененного обязательствами перед прежним стратегическим партнером и в то же время не обладающего разветвленной филиальной сетью. Имеющиеся 5 офисов кредитной организации расположены в пределах центральной части Екатеринбурга, многие — в неспециализированных помещениях, не оборудованных достаточным количеством парковочных мест и не обеспечивающих высокой проходимости клиентов.

Такое положение усугубляется мировым кризисом ликвидности: рост стоимости заемных средств замедлил процесс скупки региональных активов крупными федеральными банками. Он же не позволяет надеяться на то, что в ближайшее время на российский рынок капитала выйдут новые «дочки» крупных зарубежных банков, заинтересованные в приобретении мелких финансовых учреждений в регионах.

Итог

На основании вышеизложенного эксперты приходят к выводу, что дальнейшее присутствие Уралфинпромбанка в качестве участника на рынке банковских услуг Уральского региона значительно затруднено рядом проблем, связанных с относительно небольшим размером капитала и собственных средств банка. Эти показатели напрямую влияют на качество и разнообразие предоставляемых им банковских услуг и на возможность составить конкуренцию другим кредитным учреждениям Уральского региона. Из-за ограниченности ресурсной базы ему достаточно сложно эффективно развивать все направления, а также выделить инвестиции на приобретение современных банковских технологий. Это, в свою очередь, сопряжено со снижением инвестиционной привлекательности кредитной организации.

Перспективы существования банка, по мнению экспертов, зависят от наличия существенных финансовых вложений, источников которых наблюдатели пока не наблюдают. Так, структуры холдинга «Финпромко», очевидно, потеряли интерес к развитию этой организации, переключившись на другие виды бизнеса. Привлечение сторонних инвесторов в данной ситуации кажется маловероятным. Интерес со стороны других инвесторов в значительной мере снижается при учете таких проблемных аспектов Уралфинпромбанка, как слабо развитая филиальная сеть, недостаточно современный продуктовый ряд и уступающий по высоте технологический уровень обслуживания.

Склдывается впечатление, что в развитии УФПБ в настоящий момент заинтересован только топ-менеджмент учреждения, который не обладает необходимыми для этого средствами. Однако без притока внешних инвестиций банк оказывается обречен на вечное отставание от более крупных финансовых учреждений, имеющих возможности наращивать капитал и инвестировать в собственное развитие.


Другие материалы по теме: