У Уралтелекома новый хозяин

В самом разгаре объединение региональных телекоммуникационных компаний в рамках программы реформирования отрасли связи в России, инициированной Министерством по связи и информатизации.

Решение о слиянии крупнейших уральских операторов связи также продиктовано из Москвы. Оно объясняется не только необходимостью экономить административные ресурсы и внедрять более эффективную систему управления, но и стремлением повысить ликвидность акций всех предприятий связи. Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг предполагает создание семи межрегиональных холдингов связи – по количеству федеральных округов.

Объединение в УрФО осуществляется на базе ОАО «Уралсвязьинформ» путем присоединения к нему ОАО «Связьинформ» Челябинской области, ОАО «Уралтелеком» Свердловской области, ОАО «Тюменьтелеком», ОАО «Хантымансийскокртелеком», ОАО «Электросвязь» Курганской области и ОАО «Ямалэлектросвязь». Созданию телекоммуникационного «союза семи» предшествовало объединение связистов внутри автономных округов и областей Урала. Примером может служить ОАО «Уралтелеком», в состав которого в начале этого года вошли такие компании, как ОАО «ЕМТС», «ЕТС» и другие, всего пять местных телекоммуникационных компаний, которые работали с разными видами связи. По словам министра связи правительства Свердловской области Виктора Штагера, их объединение позволило сократить административный персонал и значительно упростить систему управления. «Сейчас у нас единый оператор, а, значит, и единая концепция развития средств связи», – говорит Виктор Штагер.

Консолидация

Консолидация телекоммуникационных компаний позволит снизить издержки и увеличить прибыль оператора связи. Предполагается, что по прибыли объединенная компания «Уралсвязьинформ» станет второй в России. После объединения региональные компании фактически потеряют самостоятельность и станут филиалами головной организации, кроме того, вся прибыль будет аккумулироваться в головной компании. Между филиалами прибыль будет распределяться пропорционально имеющемуся пакету акций. Количество акций у филиалов будет зависеть от их доли в структуре объединенной компании. После детального анализа и обсуждения с управленческим составом каждой из семи компаний были предложены следующие коэффициенты обмена акций: ОАО «Связьинформ» Челябинской области – 1 316,73752298; ОАО «Уралтелеком» Свердловской области – 604,55185921; ОАО «Тюменьтелеком» – 169,26463472; ОАО «Хантымансийскокртелеком» – 161,22295530; ОАО «Ямалэлектросвязь» – 220,75756257; ОАО «Электросвязь» Курганской области – 133,30259734. Коэффициент обмена акций есть количество дополнительных акций ОАО «Уралсвязьинформ», в которые конвертируется одна акция соответствующей присоединяемой компании. Он применяется как для обыкновенных, так и для привилегированных акций.

В итоге доля присоединяемых компаний в объединенной компании составит: ОАО «Уралсвязьинформ» – 21,77%, ОАО «Связьинформ» Челябинской области – 21,77%, ОАО «Уралтелеком» Свердловской области – 20,50%, ОАО «Тюменьтелеком» – 15,13%, ОАО «Хантымансийскокртелеком» – 9,33%, ОАО «Ямалэлектросвязь» – 8,26%, ОАО «Электросвязь» Курганской области – 3,25%. Что касается структуры уставного капитала, то она будет выглядеть следующим образом: доля привилегированных акций в уставном капитале компании – 19,50%, доля частных акционеров – 53,62% (42,36% голосующих акций), доля Связьинвеста – 41,35% (51,39% голосующих акций), доля представляющего государство РФФИ – 5,03% (6,25% голосующих акций). Очевидно, произошла тщательная маскировка того факта, что новая компания будет принадлежать государству.

Саму идею создания холдинга правительство Свердловской области приняло на ура. Более негативно был встречен принцип создания этого холдинга. Областное правительство даже предлагало Правительству РФ и руководству Связьинвеста пересмотреть концепцию. Как сообщил г-н Штагер, правительство Свердловской области категорически против того, чтобы головной офис холдинга располагался в Перми, на базе ОАО «Уралсвязьинформ». Базовой компанией оно предпочло бы видеть Уралтелеком. Основным мотивом, которым руководствуется правительство Свердловской области, является то, что головная компания холдинга телекоммуникаций уральского региона будет находиться не в самом УрФО, а за его пределами, в г. Пермь, а поэтому влияние областных властей на этот холдинг будет весьма проблематичным, в отличие от сегодняшней ситуации. «К тому же, – утверждает министр связи Свердловской области, – количество основных телефонных аппаратов в Уралтелекоме почти на 40% больше, чем в Уралсвязьинформе».

Следует отметить, что Уралтелеком объединил мощности и ГТС, МТС и сельской телефонной связи. Если взглянуть на этот вопрос с технической стороны, то Уралтелеком существенно уступает Уралсвязьинформу, это подтверждают и независимые эксперты. Стоит отметить, что доли Уралсвязьинформа и Уралтелекома в объединенной компании различаются незначительно – 21,8 и 20,5 % соответственно. Однако рыночная стоимость акций Уралсвязьинформа выше, чем екатеринбургского оператора. В интервью газете «Новый компаньон» генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» Владимир Рыбаков заявил, что «определенное противоречие в том, что операторы УрФО присоединяются к ОАО «Уралсвязьинформ», которое входит в Приволжский округ, есть. Однако объединение происходит не в политических целях, а в первую очередь в экономических». Что касается спора о месте расположения центра компании, Рыбаков заявил, что это будет однозначно Пермь. Он также отметил, что руководство Свердловской области использует административный ресурс, чтобы скорректировать ситуацию в свою пользу.

Многие СМИ даже впали в панику, предположив, что в результате этого объединения область лишится части налоговых поступлений в бюджет от ОАО «Уралтелеком». Эту ситуацию разъяснил Дмитрий Попов, начальник отдела анализа и планирования управления МНС России по Свердловской области. По его словам, такое объединение никак не повлияет на объем местных налогов, которые поступают в бюджет Свердловской области. С точки зрения законодательной базы изменения направления движения налоговых платежей не может произойти по той простой причине, что местные налоги платятся по месту пребывания соответствующего хозяйствующего субъекта, а не по месту его регистрации.

Юридически процесс завершится 12 октября подписанием соглашения ОАО «Хантымансийскокртелеком», однако акционеры Хантымансийскокртелекома недовольны коэффициентами конвертации своих акций в акции Уралсвязьинформа и могут проголосовать против реорганизации. Вместо ожидаемых 350-370 акций за каждую акцию Хантымансийскокртелекома было предложено лишь 161,2. Сразу после обнародования этих коэффициентов в июле акции хантымансийского оператора связи на фондовом рынке упали в среднем с $2 до $1,35. «Малые акционеры, среди которых большинство – физические лица, могут потерять в дивидендах уже по результатам распределения прибыли текущего года», – отмечают представители акционеров Хантымансийскокртелекома. По их заявлению, доля акционеров Хантымансийскокртелекома в объединенной компании должна составить 9,3 %. По информации советника генерального директора по экономике и финансам ОАО «Хантымансийскокртелеком» Аллы Чегвинцевой требования акционеров компании по поводу повышения коэффициента конвертации, заявленные в июле этого года, выполнены не были. Несмотря на это Чегвинцева заявила, что вхождение оператора связи ХМАО в объединенную телекоммуникационную компанию Урала – вопрос решённый. Руководство Хантымансийскокртелекома надеется впоследствии решить эту проблему с акционерами. Пока ОАО «Хантымансийскокртелеком» войдёт в объединение с неизменённым коэффициентом конвертации – 161,2. Окончательно реструктуризация произойдет путем обмена акций региональных операторов на акции Уралсвязьинформа. Продажа пакета новых акций запланирована на 2002 г.

Выводы

Можно сделать вывод, что несмотря на споры по поводу того, где должен находиться центр объединения – в Перми или Екатеринбурге, – на вероятность отказа Хантымансийскокртелекома от подписания соглашения и другие проблемные стороны этого объединения оно произойдет в любом случае. Как уже отмечалось, это позволит снизить издержки, оптимизирует структуру управления телекоммуникационными компаниями, повысит инвестиционную привлекательность и капитализацию объединенной компании, а также будет способствовать развитию систем телекоммуникаций на уровне мировых стандартов, интеграции в глобальное информационное сообщество 21 века. Кроме того, улучшится качество и прозрачность управления за счет оптимизации системы принятия решений, международной стандартизации и сертификации качества бизнеса, повысится его конкурентоспособность, а также эффективность использования активов.


Другие материалы по теме: