Атака на Николая Диденко: кто заказчик?

9 июня 2008 (11:23)

Началась предвыборная борьба за пост главы города Нижнего Тагила.

Напомним, что выборы мэра второго по величине и первого по объему промышленного производства города Свердловской области должны состояться в октябре этого года. Крупнейший индустриальный центр региона, на территории которого расположено сразу несколько промышленных предприятий федерального масштаба и формирующий порядка 20 % бюджетных поступлений Свердловской области, может стать полем пересечения интересов нескольких групп влияния.

В качестве первого кандидата на предстоящих выборах традиционно рассматривается действующий глава Нижнего Тагила Николай Диденко, не раз заявлявший о своем стремлении продолжить руководить городом и имеющий для этого юридически обоснованную возможность. Очевидно, что именно вследствие этого градоначальник, руководящий Нижним Тагилом с 1990 года, стал объектом информационной атаки, продолжающейся на протяжении последних недель.

По мнению экспертов, против Николая Диденко была использована достаточно традиционная, даже несколько примитивная предвыборная технология — обвинение в коррупции и превышении должностных полномочий. Одновременно противники главы Нижнего Тагила постарались «привязать» собственную кампанию к федеральной повестке, прежде всего к теме борьбы с коррупцией, актуализированной в последний месяц президентом РФ Дмитрием Медведевым. Для этого были использованы традиционные средства: обвинение в использовании служебного положения самого Диденко, его родственников, а также сотрудников администрации Нижнего Тагила.

Кампания началась с размещения нескольких материалов о «фактах коррупции» в администрации Нижнего Тагила на нескольких неоднозначных сайтах в сети Интернет. Следует отметить, что указанные ресурсы известны прежде всего своим регулярным участием в различного рода «пиар-противостояниях».

За этим последовало создание в Нижнем Тагиле виртуальной «общественной организации» «Город без коррупции» и распространение от ее имени пресс-релизов с сообщениями о вскрытии «фактов коррупции» в мэрии города. Надо сказать, что технология создания подобных «комитетов» и «движений» далеко не нова: она использовалась на выборах в Свердловской области еще во второй половине 90-х годов, когда появлялись такие организации, как «Город без наркотиков» или «Молодежь против определенного политика». С тех пор эта технология потеряла свою актуальность в связи с невысокой эффективностью. Последним по времени стало размещение сюжета о коррупции в Нижнем Тагиле в воскресном телеэфире федерального телеканала РТР, в программе «Дежурная часть».

Что касается содержательной части кампании, то анализ текстов позволяет утверждать, что у авторов и заказчиков кампании пока нет никакого действительно громкого компромата на Николая Диденко. Преданные широкой огласке «факты коррупции», по сути, либо не задевают Диденко лично (как, например, дела, возбужденные против некоторых его подчиненных), либо не воспринимаются широким общественным сознанием в качестве недопустимых или однозначно негативных (например, работа родственников мэра в коммерческих организациях давно стала для России рядовым явлением).

Впрочем, методы, используемые организаторами кампании — размещение сюжетов в Интернете, рассылка пресс-релизов и заказ телесюжета на РТР, — наглядно демонстрируют, что кампания эта адресована отнюдь не массовому избирателю Нижнего Тагила. Последний, как правило, не бывает в Интернете и вряд ли обратит пристальное внимание на единичный телесюжет в не самой рейтинговой передаче.

Все это позволяет предположить, что адресатами этого мессиджа является достаточно узкая группа лиц, ответственных за принятие определенных решений. Возможно, что единственной целью этих посланий является сам Николай Диденко, которому его противники таким образом демонстрируют решительность своих намерений и широту возможностей. Очевидно, что в этом случае главной задачей кампании является оказание давления на мэра. Возможно, таким образом противники главы Нижнего Тагила хотят заставить его отказаться от участия в кампании или пойти на какие-либо уступки.

Впрочем, не исключено, что адресатом является узкий круг федеральной и региональной партийной и силовой элиты, реально отвечающей за приятие решения о позиции органов государственной власти на предстоящих выборах мэра Нижнего Тагила, например о поддержке того или иного кандидата «партией власти» или «административным ресурсом».

Что касается исполнения ведущейся кампании, то тут, по мнению экспертов в области политических технологий, ее авторы и заказчики уже в ближайшее время могут оказаться в собственной ловушке. Обвинение в коррупции является инструментом достаточно сложным в управлении, и инициативу в его применении может быстро перехватить противоположная сторона.

Действительно, с одной стороны, обвинения в коррупции, не подкрепленные реальными разоблачениями и, шире, уголовными делами, быстро потеряют свою актуальность. При минимальной работе со стороны мэрии Нижнего Тагила эти обвинения можно будет представить голословными.

С другой стороны, любое реально возбужденное дело точно так же легко будет обратить на пользу обороняющейся стороне. Для этого представителям городской администрации достаточно будет обвинить своих противников в «заказе» дела. Более того, в такой ситуации значительно осложнится и работа правоохранительных органов, которые будут постоянно чувствовать на себе возможные обвинения в исполнении «политического заказа». Таким образом, при любом развитии событий «коррупционная» технология уже в ближайшее время обречена на пробуксовку и, вполне вероятно, свертывание.

Впрочем, эксперты полагают, что дальнейший ход кампании вполне прогнозируем. Можно предположить, что исполнители кампании продолжат использование тактики поиска и распространения «компрометирующих материалов» на администрацию Нижнего Тагила. По мнению аналитиков, настоящая интрига нынешнего этапа предвыборной борьбы заключается в том, в чьих интересах ведется нынешняя «черная» кампания против Николая Диденко, кто является ее заказчиком и осуществляет финансирование. Под вопросом остается и фигура «альтернативного кандидата» на пост главы Нижнего Тагила, для появления которого и готовится информационное поле.

Следует отметить, что круг возможных заказчиков достаточно ограничен, в него входит относительно небольшое число «групп влияния», имеющих свои интересы в Нижнем Тагиле и обладающих достаточными ресурсами для проведения подобной кампании.

Более того, контентный анализ текстов и телесюжета позволяет предположить, что пиар-атака на Диденко и его команду имеет в том числе и глубоко личный подтекст и иногда напоминает простое сведение личных счетов. Примером может служить регулярное упоминание в качестве «коррупционера» (без приведения каких-либо доказательств) начальника управления информацией администрации Нижнего Тагила Александра Соколова. Эти данные позволяют еще более сузить круг возможных заказчиков. Возможно, что указанные группы и лица станут известны уже в ближайшем будущем.

ИАА «УралБизнесКонсалтинг» будет следить за ситуацией на выборах главы Нижнего Тагила.


Другие материалы по теме: