Услуга оператора сотовой связи ОАО «МТС» «Прямая передача» ставит под угрозу сохранность средств на балансе мобильных телефонов граждан

2 июля 2008 (16:02)

В последние несколько лет в РФ устойчиво растет число случаев мошенничества с использованием мобильных телефонов. По данным ОАО «ВымпелКом» (оператор сотовой связи «Билайн»), озвученным на экспертном совете по мобильной грамотности населения, жертвами данного вида мошенничества стало уже порядка 10 млн абонентов сотовой связи.

Так, согласно проведенному компанией в 11 городах РФ социологическому опросу, 15 % респондентов отметили, что их родственники и друзья пострадали от действий мошенников. В целом, по данным компании, 800 респондентов из каждой тысячи являются пользователями сотовой связи, предоставляемой операторами так называемой «большой тройки».

В Екатеринбурге мобильные мошенники действуют не менее активно. Согласно сообщению пресс-службы УВД Екатеринбурга, случаи отъема средств у населения с помощью мобильной связи происходят все чаще.

«Есть несколько способов обмана доверчивых граждан. В первом случае злоумышленники, рассчитывая на наивность жертв, просят телефон, чтобы совершить по нему «жизненно важный» звонок, а затем исчезают вместе с телефоном. Во втором случае схема обмана сложнее: потерпевшему поступает звонок, и незнакомый человек, чаще всего представляющийся сотрудником милиции, рассказывает о несчастье, случившемся с родственником, и требует в качестве вознаграждения за помощь перевести деньги на сотовый телефон или привезти определенную сумму в назначенное место. Еще одним способом обмана с помощью мобильной связи являются подставные «радиоакции», — отмечается в сообщении пресс-службы УВД г. Екатеринбурга.

Вместе с тем рост числа правонарушений в сфере мобильной связи могут невольно провоцировать и сами операторы, вводя в действие различные услуги, пользование которыми фактически ставит граждан под угрозу превращения в жертву очередного мошенника.

Примером услуги, способной стимулировать рост числа преступлений, связанных с хищением средств с мобильных телефонов граждан, называют «Прямую передачу», широко рекламируемую ОАО «МТС». Данная услуга позволяет лицу, подключенному к сети МТС, пополнять баланс другого абонента компании как один раз, так и регулярно: достаточно ввести код, номер абонента и размер переводимой суммы.

При этом услуга не нуждается в подключении: чтобы воспользоваться ею, не нужно подписывать договор с компанией. Более того, ОАО «МТС» не требует от пользователя услуги уведомления о том, на какие номера он собирается перечислять средства: пользователь может пополнить баланс любого, даже незнакомого абонента.

Следствием введения подобной услуги может стать появление нового вида преступлений с использованием мобильной связи. Злоумышленники, завладевшие чужим телефоном, подключенным к сети МТС, смогут переводить деньги на собственные лицевые счета, для того чтобы впоследствии использовать их для оплаты услуг или обналичивания в офисах компании. Таким образом, для того, чтобы осуществить подобную операцию, злоумышленнику будет достаточно завладеть чужим телефоном на достаточно небольшой промежуток времени.

В особой группе риска могут оказаться дети и подростки с телефонами, подключенными к сети МТС. Не исключено, что противоправное перечисление средств с их телефонов (с кратковременным похищением телефона или его насильственным отъемом) может стать одним из наиболее распространенных видов преступлений против них.

По мнению представителей правозащитных организаций, ОАО «МТС» должно было предусмотреть меры по защите средств граждан при разработке данной услуги.

«Я считаю, что при введении услуги «Прямая передача» ОАО «МТС» должно было позаботиться о мерах безопасности для абонентов. Согласно положениям закона «О защите прав потребителей», лицо, предоставляющее услугу, должно обеспечить потребителю сохранность его имущества и денежных средств. Таким образом, ОАО «МТС» при разработке услуги могло бы предусмотреть какие-либо защитные меры — например, личный пароль, без которого операция по переводу средств была бы невозможной», — заявил УрБК председатель Совета ООП-ЕГОО «Помощник потребителей» Алексей Конев.

Специалисты уральского филиала ОАО «МТС», признавая наличие возможностей для мошенничества при использовании услуги, отмечают, что необходимые меры безопасности компанией были приняты.

«Услуга «Прямая передача», позволяющая абоненту МТС переводить деньги на лицевой счет другого пользователя МТС, существует уже почти два года. Действительно, после появления этой услуги мобильные мошенники стали пытаться использовать ее в своих целях. Однако широкого распространения новые способы мошенничества не получили, отчасти благодаря мерам безопасности, которые принимаются ОАО «МТС», — говорит специалист по связям с общественностью филиала «Макро-регион «Урал» ОАО «МТС» Дарья Вольхина.

По словам Д. Вольхиной, после расторжения контракта с компанией абонент не может обналичить деньги, перечисленные с лицевого счета на лицевой счет с помощью услуги «Прямая передача».

«Также в ОАО «МТС» разработан регламент, в соответствии с которым абонент может написать заявление о неосмотрительном перечислении платежа и деньги будут возвращены обратно на его счет. В целом услуга популярна среди абонентов, и они все активнее ею пользуются без каких-либо негативных последствий», — отмечает Д. Вольхина.

Тем не менее независимые эксперты отмечают, что предпринятые компанией меры проблем не решают.

«Разработанные ОАО «МТС» регламенты в части использования услуги «Прямая передача», конечно, хороши и защищают права клиентов. Единственным минусом здесь является то, что правоохранительные органы не будут проявлять служебное рвение по расследованию такого рода преступлений из-за незначительных сумм ущерба. Тем более что к тому времени, как запрос поступит в ОАО «МТС», мошенники уже могут получить денежные средства невзирая на все регламенты, положения и внутренние документы компании», — заявил УрБК адвокат Иван Кадочников.

Кроме того, И. Кадочников выделил еще ряд практик ОАО «МТС», реализация которых также создает условия для применения различных схем мошенничества.

«Система переоформления прав на телефонный номер (замену владельца SIM-карты), существующая у ОАО «МТС» сегодня, просто располагает к мошенничеству. Достаточно прийти с заполненной доверенностью, бланк которой можно взять в офисе компании, и при предъявлении паспорта телефонный номер будет переоформлен на вас. Естественно, все помнят про то, что доверенность между физическими лицами должна быть удостоверена нотариально. Но для удобства клиентов ОАО «МТС» тактично закрывает на это глаза. Соответственно, данная ситуация может располагать к мелкобытовому мошенничеству», — отмечает И. Кадочников.


Другие материалы по теме: