«Инвестиционная составляющая» в стоимости авиабилета из «Кольцово» пошла на выплату дивидендов?
16 июля 2008 (09:54)
Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» входит в число лидеров российского рыка по стоимости авиационного топлива. За последний год стоимость авиагорючего для его клиентов выросла более чем на 30%. Сейчас цена топлива в «Кольцово» составляет 30 600 рублей за тонну, с учетом заправки и обслуживания (стоимость «в крыле») — 37 194 рубля. По данным авиакомпаний, осуществляющих рейсы из Екатеринбурга, стоимость керосина здесь уже выше, чем в московском Домодедово и курортных Сочи, Анапе и Минеральных Водах.
Рост стоимости горючего уже привел к существенному удорожанию авиабилетов. Многие туроператоры отмечают, что топливный сбор в аэропорту составляет до 20% стоимости путевки в Турцию или на европейские курорты. По данным авиакомпаний, рост цен на авиаперелеты привел к снижению спроса на целый ряд направлений и отмене целого ряда чартеров.
В то же время, комментируя рост цен на топливо, представители «Кольцово» регулярно указывают на то, что компания ведет работы по модернизации аэропорта, инвестирует средства в строительство нового международного терминала. Все это позволяет предположить, что в стоимости топлива, а значит – и в цене каждого авиабилета заложена определенная «инвестиционная составляющая» — сумма, предназначенная на инвестирование в развитие аэропорта. Таким образом, на каждого пассажира «Кольцово» возложена часть затрат на реализацию строительных проектов аэропорта, и он, помимо своей воли, софинансирует коммерческий проект, принадлежащий частной компании. При этом совершенно очевидно, что никаких дивидендов с указанных «вложений» посетители аэропорта никогда не получат.
Впрочем, это не значит, что этих дивидендов не получит никто. Можно предположить, что указанная «инвестиционная составляющая» пошла не только на реконструкцию аэропорта. Дело в том, что акционеры ОАО «Аэропорт Кольцово» на годовом собрании приняли решение 37,65 раза увеличить объем дивидендов по итогам 2007 года. На эти цели будет направлено более 74 млн. рублей.
«С точки зрения теории ситуации с выплатой дивидендов акционерам ОАО «Кольцово» выглядит несколько нелогичной. Как правило, если компания активно вкладывается в инвестиции и собственное развитие дивиденды не выплачиваются. Если же компания готова выплачивать своим акционерам дивиденды, это говорит о том, что пока нет возможностей для дальнейшего развития», — сообщил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.
«Конечно, в этой ситуации очевидны логические противоречия. С одной стороны, компании нужны деньги на реконструкцию, с другой, она отдает чистую прибыль акционерам, а не реинвестирует ее. Это показывает, что рост цен был связан со стремлением повысить доход, а не с необходимостью получения дополнительных инвестиционных ресурсов», — отметил аналитик инвестиционной компании ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков.
«Столь существенное увеличение размеров дивидендов в свете масштабной реконструкции аэропорта является расхождением с прежним заявлением руководства аэропорта «Кольцово» об увеличении сборов с целью привлечения средств на его реконструкцию. Это нельзя назвать уместным действием», — полагает заместитель генерального директора, директор УФ ИК «Аккорд Инвест» Константин Селянин.
«В данной ситуации можно выделить две основные причины увеличения дивидендов. Во-первых, себе платить гораздо проще, чем кому-либо. Во-вторых, здесь возможны признаки предпродажной подготовки», — добавил эксперт.
«Стоит отметить, что более логичным было бы отказаться от выплаты дивидендов, направив максимально возможное количество средств на реконструкцию аэропорта, так как инвестор авиакомпании все-таки стремится долгое время оставаться на данном рынке»,— продолжил Константин Селянин.
«Можно предположить, что увеличивая дивиденды, акционеры аэропорта намерены вернуть себе часть вложенных в его реконструкцию средств, но надо учитывать происхождение этих средств, так как беря деньги в кредит для увеличения дивидендов, говорить о прибыли не приходится, так как заемные деньги нужно возвращать», — заключил заместитель генерального директора, директор УФ ИК «Аккорд Инвест».
Отметим, что проблема роста цен на авиационное топливо в последнее время рассматривается на самом высоком государственном уровне. О необходимости её немедленного решения заявил председатель правительства РФ Владимир Путин.
Первым реальным шагом на пути решения проблемы можно считать решение Федеральной антимонопольной службы РФ о возбуждении дел в отношении ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», являющихся основными поставщиками авиатоплива. Компаниям вменяется в вину нарушение пункта 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением на рынке), выразившееся в установлении монопольно высокой цены на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в Российской Федерации.
Рост стоимости горючего уже привел к существенному удорожанию авиабилетов. Многие туроператоры отмечают, что топливный сбор в аэропорту составляет до 20% стоимости путевки в Турцию или на европейские курорты. По данным авиакомпаний, рост цен на авиаперелеты привел к снижению спроса на целый ряд направлений и отмене целого ряда чартеров.
В то же время, комментируя рост цен на топливо, представители «Кольцово» регулярно указывают на то, что компания ведет работы по модернизации аэропорта, инвестирует средства в строительство нового международного терминала. Все это позволяет предположить, что в стоимости топлива, а значит – и в цене каждого авиабилета заложена определенная «инвестиционная составляющая» — сумма, предназначенная на инвестирование в развитие аэропорта. Таким образом, на каждого пассажира «Кольцово» возложена часть затрат на реализацию строительных проектов аэропорта, и он, помимо своей воли, софинансирует коммерческий проект, принадлежащий частной компании. При этом совершенно очевидно, что никаких дивидендов с указанных «вложений» посетители аэропорта никогда не получат.
Впрочем, это не значит, что этих дивидендов не получит никто. Можно предположить, что указанная «инвестиционная составляющая» пошла не только на реконструкцию аэропорта. Дело в том, что акционеры ОАО «Аэропорт Кольцово» на годовом собрании приняли решение 37,65 раза увеличить объем дивидендов по итогам 2007 года. На эти цели будет направлено более 74 млн. рублей.
«С точки зрения теории ситуации с выплатой дивидендов акционерам ОАО «Кольцово» выглядит несколько нелогичной. Как правило, если компания активно вкладывается в инвестиции и собственное развитие дивиденды не выплачиваются. Если же компания готова выплачивать своим акционерам дивиденды, это говорит о том, что пока нет возможностей для дальнейшего развития», — сообщил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.
«Конечно, в этой ситуации очевидны логические противоречия. С одной стороны, компании нужны деньги на реконструкцию, с другой, она отдает чистую прибыль акционерам, а не реинвестирует ее. Это показывает, что рост цен был связан со стремлением повысить доход, а не с необходимостью получения дополнительных инвестиционных ресурсов», — отметил аналитик инвестиционной компании ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков.
«Столь существенное увеличение размеров дивидендов в свете масштабной реконструкции аэропорта является расхождением с прежним заявлением руководства аэропорта «Кольцово» об увеличении сборов с целью привлечения средств на его реконструкцию. Это нельзя назвать уместным действием», — полагает заместитель генерального директора, директор УФ ИК «Аккорд Инвест» Константин Селянин.
«В данной ситуации можно выделить две основные причины увеличения дивидендов. Во-первых, себе платить гораздо проще, чем кому-либо. Во-вторых, здесь возможны признаки предпродажной подготовки», — добавил эксперт.
«Стоит отметить, что более логичным было бы отказаться от выплаты дивидендов, направив максимально возможное количество средств на реконструкцию аэропорта, так как инвестор авиакомпании все-таки стремится долгое время оставаться на данном рынке»,— продолжил Константин Селянин.
«Можно предположить, что увеличивая дивиденды, акционеры аэропорта намерены вернуть себе часть вложенных в его реконструкцию средств, но надо учитывать происхождение этих средств, так как беря деньги в кредит для увеличения дивидендов, говорить о прибыли не приходится, так как заемные деньги нужно возвращать», — заключил заместитель генерального директора, директор УФ ИК «Аккорд Инвест».
Отметим, что проблема роста цен на авиационное топливо в последнее время рассматривается на самом высоком государственном уровне. О необходимости её немедленного решения заявил председатель правительства РФ Владимир Путин.
Первым реальным шагом на пути решения проблемы можно считать решение Федеральной антимонопольной службы РФ о возбуждении дел в отношении ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», являющихся основными поставщиками авиатоплива. Компаниям вменяется в вину нарушение пункта 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением на рынке), выразившееся в установлении монопольно высокой цены на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в Российской Федерации.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Заместитель генерального директора, директор УФ ИК «Аккорд Инвест» Констант ...
- Директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер: С точк ...
- Аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Сергей Фильченков: В действиях акц ...
- ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии»: Решение о приостановке реконструкц ...
- Генеральный директpор ОАО «Аэропорт Кольцово» заявил об очередном повышении ...