Эксперты финансового рынка: Банкам, выходящим на рынок обслуживания юридических лиц Свердловской области будет сложно занять на нем сколько-нибудь серьезные позиции

24 июля 2008 (15:22)

Уровень конкуренции в сегменте банковского обслуживания юридических лиц в Свердловской области традиционно считается одним из наиболее высоких в финансовой сфере. Большинство крупных клиентов давно определились с банками-партнерами и перераспределение этого рынка идет крайне медленными темпами, что является серьезным сдерживающим фактором на пути появления новых финансовых учреждений.

«Конкуренция на рынке обслуживания корпоративных клиентов сегодня очень высока. Крупные и средние компании уже обслуживаются в тех или иных финансовых институтах, и переманить хорошего клиента у конкурента становится все сложнее. Очень часто компания взаимодействует сразу с несколькими банками, поэтому рассчитывать на эксклюзивное обслуживание своего клиента, особенно если речь идет о крупнейших отраслевых игроках, не приходится: кредитная организация сможет стать лишь одним из банков, с которыми сотрудничает компания. У предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей сегодня также существует достаточно широкий выбор и если предприятие найдет более привлекательные условия кредитования, то оно может поменять банк», — рассказал заместитель председателя правления ЗАО «Райффайзенбанк», руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов Павел Гурин.

По словам генерального директора «BSGV-Екатеринбург» Алексея Павина, в целом по Екатеринбургу уровень конкурентной борьбы достаточно высок.

«На сегодняшний день в Екатеринбурге представлены практически все федеральные и иностранные игроки, действующие на территории России, а также по-прежнему сильны позиции региональных банков, начинавших свою работу в городе еще в 90-е годы. Традиционно наибольшую долю рынка занимает Сбербанк РФ, но назвать его монополистом никак нельзя, так как позиции остальных коммерческих банков также очень сильны, доля некоторых из них в общем объеме рынка достигает 5-7%, что является очень весомым показателем с учетом абсолютной величины регионального банковского рынка. Основная конкурентная борьба ведется в двух плоскостях: ценовой и неценовой. Ценовая подразумевает предложение денежных ресурсов по более низкой цене, здесь действует следующая зависимость — чем больше и сильнее банковское учреждение, тем более выгодные условия оно может предоставить. Неценовая конкуренция ведется, как это часто бывает в секторе В2В и В2С, в рамках личных отношений между руководителями предприятий, в виде рефинансирования кредитов банков-конкурентов по более низким ставкам (применительно к крупным предприятиям с кредитными линиями на большие суммы), путем предложения индивидуальных условий финансирования и обслуживания, учитывающих такие особенности ведения бизнеса заемщиком, как сезонность производства, отсрочки платежа покупателями, импортно-экспортные операции и так далее», — поясняет А.Павин.

«Поскольку за счет демпинга ценовая конкуренция не позволяет завоевывать долю рынка, а тем более обеспечивать при этом прибыльность, тарифная политика у банков на услуги расчетно-кассового облуживания корпоративных клиентов практически схожа, поэтому приходится жестко конкурировать в рамках неценовых соревнований, а здесь на первый план выходят инновационность в продуктовой линейке, а также качество и оперативность сервиса», — рассказал руководитель кредитно-кассового офиса ООО «Городской Ипотечный Банк» в Екатеринбурге Станислав Дехтулинский.

Между тем, некоторые кредитные организации еще пытаются занять на рынке обслуживания юридических лиц Свердловской области свою нишу. Так, АКБ «Национальный резервный банк» (ОАО) относительно недавно открыл новый офис в Екатеринбурге, который, согласно официальным сообщениям, ориентирован на обслуживание корпоративных клиентов.

Однако, по мнению Павла Гурина, количества банков, уже существующих в Свердловской области, для удовлетворения потребностей компаний более чем достаточно.

«Объективно говоря, уже работающих банков достаточно, так как в городе представлены практически все виды и стратегии работы с клиентами, то есть любая потенциальная компания-заемщик может найти себе банк, полностью удовлетворяющий ее потребностям. К тому же, даже на увеличение спроса на ресурсы банки могут оперативно отвечать, поэтому какой-то насущной необходимости в появлении новых игроков не наблюдается», — полагает С.Дехтулинский.

Итак, по мнению значительного числа экспертов, вновь пришедшим на рынок обслуживания юридических лиц региона банкам будет непросто занять на нем сколько-нибудь серьезные позиции. В ситуации перенасыщенности рынка подобные попытки, скорее всего, не увенчаются успехом.


Другие материалы по теме: