«Российская газета» и Ульяна Вылегжанина: «Воздушная тревога»

1 августа 2008 (09:39)

Дышать в городах Свердловской области опасно для здоровья

Больше недели Средний Урал жил в режиме штормового предупреждения.

Жаркая и безветренная погода создавала в уральских городах эффект газовой камеры.

Не только экологи, но и специалисты Роспотребнадзора советовали землякам пореже выходить на улицу, чтоб подышать «свежим воздухом». И рекомендовали промышленным предприятиям снизить выбросы в атмосферу.

Воздухвнекоторых городах Свердловской области попросту опасен для здоровья. Самый грязный воздух в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Верхней Пышме и Первоуральске. Да и остальные города «не подкачали» — при каждом вдохе в легкие жителей, помимо кислорода, попадает множество вредных и токсичных веществ.

Домой в противогазе

На дняхя на полном серьезе пожалела, что у меня в квартире нет противогаза. Ночью вместе с легким ветерком в спальню проник едкий запах жженой резины. Выглянула в окно и увидел а черный дым, поднимающийся над пожарищем в нескольких кварталах от дома. Пришлось срочно, несмотря на жару, закупоривать все окнаидожидаться.когдадоблестные пожарные справятся с огнем.

Но дым от пожарища для города все-таки явление не частое. Главными загрязнителями атмосферы на Среднем Урале считаются промышленные предприятия и автотранспорт. Конечно, первый удар приходится на крупные города, где в атмосфере специалисты обнаруживают даже свинец и аммиак, но и в небольших населенных пунктах «добавок» к кислороду хватает.

Как считают специалисты, «из воздуха» и берут начало постоянные головные боли горожан, сбои в работе легочной системы. В последнее время от этого так называемого «синдрома большого города» начинают страдать жители не только миллионного центра, но и небольших городов.

При этом как-то защитить себя самостоятельно горожане не в силах. Здесь спасет только бегство в девственную деревню или круглосуточное ношение респираторов. И если вблизи водоема с грязной водой можно поставить табличку «купание запрещено», то дышать не запретишь.

Откуда ветер дует?

Постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха помогает хоть как-то сдерживать уровень загрязнения. Воздушным мониторингом занимаются свердловский Гидрометцентр и Свердловское областное государственное учреждение «Центр экологического мониторинга и контроля». В пяти городах Свердловской области установлены посты, где несколько раз в сутки берут на анализ пробы воздуха.

Начала внедряться в городах и автоматизированная система мониторинга. Приборы без вмешательства человека производят замеры 72 раза в сутки. Вся информация накапливается и поступает в единую базу данных для дальнейшего анализа. Эта система давно и активно используется в Англии — в одном только Лондоне находятся 250 постов. А в России, помимо Екатеринбурга, автоматический мониторинг воздуха ведется в Москве и Санкт-Петербурге.

Кстати, проследить за ее показаниями может и обычный горожанин. Все данные с автоматизированных постов направляются в Интернет, где при наличии определенного логина и пароля их можно посмотреть. Цифры в компьютерной программе «пляшут» и меняются каждые несколько секунд соответственно изменению состава воздуха.Чутъ дунул ветер—и данные уже другие. Однако превышение допустимых норм умная программа сразу же выделяет красным цветом, а если превышения экстремальные, еще и ставит несколько восклицательных знаков.

—Мы прямо сейчасзайдемв Верхнюю Пышму и увидим, что в данный момент происходит на станции,—говорит главный эколог по атмосферному воздуху Центра экологического мониторинга и контроля Надежда Кудрявцева, открывая компьютерную программу.—Так, в Верхней Пышме у нас в данный момент все в порядке. И слава богу.

Схватить за трубу

Чаще всего внезапные выбросы грязи в атмосферу фиксируются близ крупных промышленных предприятий. Данные, зафиксированные в автоматическом режиме, вроде бы должны помочь экологам схватить нарушителя, что называется, за трубу. Но не все такпросто. Доказать, что именно этот завод «отравил» воздух, крайне сложно. Покаинспекторыдо-берутся до нарушителя, следы преступления в буквальном смысле улетучатся. Кто муже, поставам специалистов Центра экологического мониторинга, предприятия предпочитают травить воздух по ночам, когда бдительные охранники природы не следят за данными. Поэтому до наказания доходит в среднем только три из ста совершенных преступлений.

Самое суровое решение, которое может вынести суд,—приостановить работу предприятия-загрязнителя на 90 суток. А средняя сумма штрафа, накладываемая Ростехнадзором за воздушное правонарушение, составляет три тысячи рублей. Посему не секрет, что фабрике изаводу легче откупиться штрафом, чем менять устаревшее оборудование и ставить дорогостоящие фильтры.

Есть еще одна проблема—организация санитарно-защитных зон вокруг предприятий. Согласно законуи логике, людям под трубами нельзя жить. Расстояние между промышленной зоной и домами должно составлять от пятидесяти метров до одного километра, в зависимости от экологической опасности предприятия.

Однако в зоне риска сейчаспрожи-вают около четырехсот тысяч жителей Свердловской области. По закону отселять их на безопасные территории должны сами предприятия. Но делают это единицы. Б 2007 году из зоны риска переселились только 811 человек.

— Природоохранное законодательство нуждается в серьезной корректировке, —считает руководитель Центра экологического мониторинга и контроля Александр Еремин. — На предприятие надо воздействовать экономическими рычагами. Повысить сумму штрафа до трехсот тысяч рублей, как это сделали в Москве, или, наоборот, как-то поощрять те предприятия, которые установили фильтры и очистительные системы.

Авто с выхлопом

Но если на "заводы есть хоть какая-то управа, то за автомобилями экологам даже бесполезно гоняться. А ведь сейчас в крупных городах основными загрязнителями воздуха считаются уже не предприятия, а транспорт. В частности, в Екатеринбурге на долю автотранспорта приходится более девяноста процентов выбросов. И самый большой вред атмосфере автомобиль причиняет, когда его двигатель работает на холостом ходу. Сотни машин, стоящих в пробках, выбрасывают куда больше вредных веществ, чем крупные фабрики или заводы. Одним из выходов может стать поголовный переход на газовое топливо для автомобилей, которое загрязняет атмосферу куда меньше. Однако свер-дловские автолюбители не спешат переходить на газ, ведь покупка аппаратуры и переоборудование машин стоит недешево. Конечно, цена газового топлива ниже, а качество на порядок выше, но пока что в Свердловской области газобаллонное оборудование не установила и половина автовладельцев. Как считают специалисты министерства природных ресурсов, и здесь необходима экономическая стимуляция, например, какие-то льготы на покупку и установку оборудования.


Другие материалы по теме: