«Российская газета» и Наталия Зайцева: «Ваша карта бита»

1 августа 2008 (10:14)

Банк отказался отвечать за расхищение вклада своего клиента

Свердловский областной суд отказал владельцу «злотой» Master Card в удовлетворении претензий к выпустившему карту банку. Картодержатель, вернувшись с отдыха на Кипре, в выписке по счету обнаружил исчезновение почти двух миллионов рублей. Банк компенсировать пропавшие средства отказался.

Дмитрий Зобнин с банковским делом знаком не понаслышке — он член совета директоров небольшого уральского банка. Зобнин уверен, что крупный европейский банк, клиентом которого он является, обязан был отследить подозрительные операции, совершавшиеся с его счетом. Согласно выписке, летом прошлого года, когда сам Дмитрий пользовался своей МахЕег Саго! на Кипре, несколько ночей подряд с его счета практически одновременно снимали деньги через банкоматы в Румынии и Испании. За неделю счет «похудел» на 80 тысяч долларов (1,9 миллиона рублей, «скопленные за три года», по словам владельца), и только тогда банк заблокировал счет.

— Моей вины в случившемся нет, — заверяет истец. — Я не нарушал правил расчета по пластиковым картам. Банк обязан был отследить операции, проводимые в разных странах в одно и то же время, и заморозить счет. Поскольку этого не сделано, он должен восстановить на счете размер незаконно списанных денежных средств.

Банкир Зобнин полгода переписывался с банком, объясняя коллегам их обязанности, но те ответили отказом. Тогда он обратился с иском в суд Октябрьского района — иск отклонили. И в суде второй инстанции истец успеха не имел: кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.

- Банк отвечает за сохранность данных о карте, о ее номере и о ПИН-коде. За сохранность самих карт он отвечать не может, сам клиент должен принять ряд элементарных мер ради собственной безопасности, — прокомментировал ситуацию Виталий Милованов, директор уральского филиала банка.

Согласно договору, банк не несет ответственности за мошеннические действия с картами. Кроме того, как советуют банкиры, клиент мог подключить дополнительную услугу -СМС-оповещение о любых изменениях баланса, чего Зобнин не сделал.

Как предполагают специалисты, данные его Ма$1:ег Саго, скорее всего, были скопированы, карта растиражирована. Такой способ мошенничества использовали, например, два гражданина Болгарии, члены международной преступной группировки, задержанные в Екатеринбурге в мае прошлого года.

— Они применяли технические средства - накладки на кнопочную панель банкоматов, позволяющие считывать ПИН-код, и на картоприемники, дающие доступ к счету, — пояснил Валерий Горелых, руководитель пресс-службы ГУВД по Свердловской области. За пару недель мошенники собрали информацию о 1800 пластиковых картах, их взяли с поличным при снятии с банкомата спецустройств — деталей, не предусмотренных конструкцией. Дело расследуется до сих пор.

Несмотря на потерю, Дмитрий Зобнин остался клиентом этого банка, карту ему иеревы-пустили. После двойного судебного фиаско он собирается писать жалобу в Центробанк.


Другие материалы по теме: