«Ведомости»: Экс-олигарх Александр Смоленский занялся реальным бизнесом

24 октября 2001 (15:58)

Компания «Финансово-промышленная федерация» (ФПФ), созданная им после краха банковской группы «СБС-Агро», купила у группы «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) контрольный пакет акций завода «ИМЗ-Урал» – единственного российского производителя тяжелых мотоциклов. Группа «Объединенные машиностроительные заводы» приобрела ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод» (ИМЗ) в 1998 г. После проведенной реструктуризации ИМЗ был разделен на три компании. Основное производство перешло компании «ИМЗ-Урал», 65% акций которой стали собственностью компаний ОМЗ, а остальные 35% остались на балансе ИМЗ, находящегося в стадии банкротства. Пакет заказов «ИМЗ-Урал» на 2001 г. составляет около 2.500 машин, что на 700 единиц больше, чем в 2000 г. Большая часть продукции завода (около 65%) идет на экспорт. Проектная мощность завода «ИМЗ-Урал» составляет 130.000 мотоциклов в год. У предпринимателя Александра Смоленского и Ирбитского мотозавода есть общие черты: эффектное прошлое и ставка на стиль ретро. Смоленский решил реанимировать брэнд банка «Столичный», а в Ирбите до сих пор производят мотоциклы «Урал» с коляской, очень похожие на BMW R-75 времен гитлеровской Германии. Кстати, «Уралы» находят спрос в Америке, где продаются по цене $6.000 – 11.000. Правда, круг любителей старины довольно узок и завод ныне работает только на 2% проектной мощности и выживает благодаря экзотическим проектам – вроде «харлееобразного» «Волка», разработанного в конце 1990-х при участии московских байкеров. Да и объемы заказов уже не те: на контрактах на поставку 50 мотоциклов для полиции Индонезии и 28 машин для российской Федеральной службы охраны далеко не уедешь. В марте 2001 г. группа ОМЗ заключила договор с тремя топ-менеджерами завода – Дмитрием Лебединским, Ильей Хаитом и Вадимом Тряпичкиным о выкупе ими акций мотозавода у ОМЗ в течение пяти лет. Но теперь уже ясно, что сделку у них перехватил Александр Смоленский. В том же договоре предусматривалось условие: обе стороны сделки могут заниматься поисками стратегического инвестора. За прошедшие полгода директора ИМЗ не успели выкупить акции, и глава ОМЗ Каха Бендукидзе решил продать их компании ФПФ, возглавляемой бывшим олигархом и банкиром Александром Смоленским. Сделка завершилась в начале октября. О приобретении контрольного пакета «ИМЗ-Урала» объявил вчера сам Смоленский. Он объяснил свой интерес к производству мотоциклов тем, что предприятие находится в хорошем состоянии и «там все работает». Еще год назад Смоленский сообщил публике, что ему «захотелось чего-то реального». Тогда речь шла о создании Национальной судоходной компании с прогнозируемым годовым оборотом в $5 млрд., о которой с тех пор так ничего и не слышно. Директор по информации и рекламе ОМЗ Андрей Онуфриев вчера подтвердил лишь факт продажи 65% пакета акций ирбитского завода, но не назвал их покупателя. Сумму сделки стороны не разглашают, а эксперты оценивают пакет мотозавода примерно в $1 млн. По мнению Андрея Иванова, аналитика «Тройки Диалог», тяжелые мотоциклы пользуются устойчивым спросом, особенно на Западе, но силами одних менеджеров поддержать и развить производство невозможно. О том же говорит и один из несостоявшихся покупателей «ИМЗ-Урала» – директор по развитию завода Илья Хаит. По его словам, менеджеры «ИМЗ-Урала» узнали о сделке со Смоленским в тот момент, когда она уже оформлялась, однако не держат обиды на ОМЗ. «Мы прекрасно понимаем, что без серьезного инвестора производство развиваться не может», – говорит Хаит (в реконструкцию завода, по его оценке, необходимо вложить еще около $10 млн.). К тому же, по словам Хаита, менеджеры ирбитского завода все же намерены стать его акционерами. Сейчас они ведут переговоры уже со Смоленским о покупке у него блокирующего пакета акций «ИМЗ-Урала». Бывший олигарх подтвердил, что менеджерам завода будет предложен опцион на выкуп "некоторой части акций", не уточнив возможный размер пакета.


Другие материалы по теме: