Реформа высшего образования: тотальная ликвидация вузов
26 сентября 2008 (16:29)
Бюллетень «VIP-консультант» анализирует перспективы реализации реформы высшей школы в России.
Число высших учебных заведений в России в каждым годом увеличивается. По данным Росстата, в 2007-2008 учебных годах свою деятельность осуществляло 1108 вузов (для сравнения: в 1993-94 гг. — 626 вузов, 2000-01 гг. — 965 вузов, 2004-05 гг. — 1071 вуз). Соответственно, и число студентов с каждым годом растет (от 626 тыс. студентов в 1993-94 гг. до 7461 тыс. в 2007-08 гг.). Эти процессы происходят на фоне ежегодного уменьшения числа выпускников школ, что неизбежно ведет к резким сокращением разницы в количестве школьных выпускников и количестве студентов.
Существенно не меняется лишь численность профессорско-преподавательского персонала в российских учебных заведениях: от 240 в 1993-94 гг. до 340 тыс. в 2007-08 гг.
Реформа
Эти цифры рождают новые и новые споры вокруг вариантов дальнейшего развития системы высшего образования в России. Министр образования и науки Андрей Фурсенко уже неоднократно объявлял о планах Министерства образования и науки РФ закрыть большую часть вузов. По мнению представителей Министерства, в стране должно остаться не более 50 университетов и 150—200 институтов.
Не исключено, что реформа высшего образования, основная суть которой состоит в ликвидации большинства вузов, как не отвечающих демографическим реалиям и задачам развития страны, стартует уже нынешней осенью. Андрей Фурсенко уже представил в Государственной Думе РФ детали реформы.
Министр заявил, что, на его взгляд, сегодня большинство вузов не соответствует тем жестким требованиям, которые должны предъявляться к такого рода учебным заведениям. Также он заявил о необходимости введения процедур, связанных с оценкой деятельности вузов. По словам Андрея Фурсенко, график проведения проверок уже составлен, кроме того, не исключено, что учебные заведения могут быть подвергнуты проверке вне графика, если на то будет запрос региона или союза ректоров.
Проблема
В свете активного обсуждения властями предстоящей реформы высшего образования, встает по меньшей мере два вопроса: кто будет решать, какие вузы подлежат ликвидации, и каким образом будет производиться оценка качества образования в том или ином учебном заведении?
Пока остается неясным, по каким критериям будут оцениваться российские университеты, академии и институты, и на кого будет возложены полномочия по проведению проверок. По словам Андрея Фурсенко, список новых критериев и норм, которым должен соответствовать вуз, дающий качественное образование, пока находится в разработке.
«Сокращение количества недоброкачественных учебных заведений не будет никоим образом связано с сокращением бюджетных мест. Просто люди, которые будут учиться по бюджету, должны учиться в хороших вузах и получать доброкачественное обучение», — заявил Андрей Фурсенко.
Представители уральских вузов считают, что в первую очередь и проверять, и закрывать стоит негосударственные вузы и различные филиалы — там качество обучения страдает серьезнее всего.
«Нужно, прежде всего, навести порядок среди многочисленных филиалов и коммерческих вузов, которых появляется достаточно много», — заявил председатель Совета ректоров вузов Екатеринбурга и Свердловской области, президент УГТУ-УПИ им. Бориса Ельцина Станислав Набойченко.
«В первую очередь реформа системы высшего образования коснется филиалов вузов. Не секрет, что сейчас на этом рынке есть филиалы, главной целью которых является не выпуск хорошего специалиста, а привлечение как можно больших сумм посредством взимания их со студентов. Это показывали и результаты ряда проверок. Например, известны случаи, когда в филиале вуза экзамены принимали ассистенты, которые отправляли экзаменационные ведомости в Москву на подпись профессорам. Получалось, что в этом филиале числится 80% профессоров»«, — считает декан факультета международных экономических отношений ИМС Денис Резниченко.
Как уже было сказано выше, численность профессорско-преподавательского персонала в российских университетах, академиях и институтах существенно не увеличивается. Открытие новых вузов, как правило коммерческих или различных филиалов, становится возможным благодаря тому, что преподаватели соглашаются вести занятия в нескольких учебных заведениях одновременно. У преподавателей практически не остается другого выбора: коммерческий вуз — это дополнительный доход, крайне необходимый в условиях отсутствия достаточного финансирования. Руководителя уральских учебных заведений с этим соглашаются, но констатируют, что никаких мер по изменению ситуации в лучшую сторону своими силами они предпринять не могут.
«Из-за отсутствия достаточного финансирования преподаватели вынуждены вести занятия в 7-8 вузах одновременно. Это привело к тому, что на протяжении уже 20 лет вузы серьезно не занимаются научной деятельностью. При этом число студентов постоянно увеличивается, а педагогический потенциал не растет: преподавателей не становиться больше, и у них не хватает времени для того, чтобы пополнять свои знания и умения, необходимые для развития современной науки», — считает доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, ректор УрГЭУ-СИНХ Михаил Федоров.
В начале июля 2008 года общественная организация «Деловая Россия» в рамках конгресса национального бизнеса обнародовала результаты второго рейтинга высших учебных заведений России. Лидерами рейтинга стали уже давно известные в сфере образования вузы: МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана и др. Негосударственные вузы в топ-лист рейтинга не вошли. Не вошли они в рейтинг, составленном по инициативе информационного портала «Урал Бизнес Образование»: в списке 100 представленных не встречается ни одного коммерческого.
Государственные вузы
Получается, что негосударственные вузы из года в год не входят в списки достойных вузов, занимают последние позиции во всевозможных рейтингах, и не значатся в списках лидеров приоритетного нацпроекта «Образование». Тем не менее, сегодня в Екатеринбурге действует около 50 учебных заведений, из которых более половины являются либо филиалами и представительствами московских и столичных вузов, либо негосударственными вузами. Среди них Институт менеджмента и рынка, филиал Академии труда и социальных отношений, Институт образовательных информационных технологий, представительство Регионального финансово-экономического института и др. По мнению представителей уральских вузов, именно такие учебные заведения находятся под угрозой первоочередной ликвидации.
Руководители государственных вузов заявляют о том, что за судьбу своих университетов, институтов и академий спокойны: грядущая реформа на них не отразиться негативно.
«УГТУ УПИ им. Ельцина как мощный корабль во время шторма: волнения не обойдут нас стороной, но серьезных последствий для нас не будет, в первую очередь, благодаря полигамности вуза»,— считает Станислав Набойченко.
«Новая реформа образования не вызвала у нас волнений, мы не боимся не попасть в 50 университетов страны, которые задумано оставить», — заявила пресс-атташе УГГУ Валентина Карпович.
По словам ректора УГГУ Николая Косарева, диплом горного университета признается и котируется во многих странах.
Соответственно, определенную логику в действиях Правительства РФ руководители, уверенные в стабильности положения своих вузов, усматривают.
«Новая реформа высшего образования, конечно, необходима. Качество подготовки специалистов во многих учебных заведениях сегодня страдает. Высшее образование превратилось в бизнес, причем речь идет обо всех вуза: и о государственных, и о коммерческих», — полагает Михаил Федоров.
Вместе с тем на разных уровнях уже долгое время идет активное обсуждение идеи создания в стране крупных федеральных университетов. Согласно концепции, ведущие региональные вузы смогут объединиться в один университет с целью консолидации собственных образовательных ресурсов. То есть успешная реализация этой идеи приведет к уменьшению числа вузов за счет укрупнения. Руководителям вузов в создании федеральных университетов видится универсальный выход: и учебные заведения удастся уберечь от ликвидации, и формально уменьшить их число.
В Свердловской области о намерении объединиться уже заявили УрГУ им. А.М. Горького, УГТУ-УПИ им. Б.Н. Ельцина и УрО РАН. На базе этого этих учебных заведение, возможно, будет создан Уральский федеральный университет.
Формальной причиной объединения этих учебных заведений может стать еще и то, что самый крупный вуз региона сможет рассчитывать на серьезную материальную поддержку из средств федерального бюджета. Сегодня в УрФО уже существует вуз, претендующий на получения этих субсидий — челябинский ЮУрГУ. УрГУ им. А.М. Горького, УГТУ-УПИ им. Б.Н. Ельцина и УрО РАН при условии объединения смогут составить конкуренцию ЮУрГУ в этом вопросе.
«Безусловно, в проведении реформы по сокращению числа недоброкачественных вузов есть смысл: лучше меньше, да лучше. У нас существуют откровенно отстающие вузы, например, провинциальные, где нет докторов, нет ученых советов. Кроме того, финансирование вузов сегодня не соответствует объективной необходимости. Поэтому вполне целесообразно из пяти учебных заведений сделать одно, но при условии достойного финансирования. Весь вопрос в том, что непонятно, кто должен решать, какой вуз соответствует стандартам, какой нет», — считает декан философского факультета УрГУ им. А.М. Горького Александр Перцев.
Отметим, что в российском законодательстве пока не существует Федерального закона, который бы регулировал создание и деятельность федеральных университетов. Поэтому пока не ясно, когда начнется реализация проектов объединения учебных заведений, и начнется ли вообще.
Итог
Стоит также отметить, что не все дают положительную оценку грядущей реформе: представители некоторых уральских учебных заведений не считают реформирование высшего образования необходимым и своевременным.
«Сейчас министерство образования России выстраивает систему высшей школы, ориентируясь на Запад, тот самый Запад, который отказал нам во вступлении в ВТО. Именно вступление в ВТО диктовало одним из условий реформу образования и если мы организуем свою образовательную систему в их интересах это будет выглядеть как-то странно в сегодняшней политической ситуации. А, между тем, система российского образования в мире всегда, а особенно в период Советского союза, считалась очень качественной. Время все рассудит, но, на мой взгляд, слепо следовать правилам и законам других стран, нецелесообразно», — считает Валентина Карпович.
Сомнения относительно целесообразности проведения реформы подкрепляются еще и недовольством представителей сферы высшего образования прежней деятельностью Министерства образования и науки РФ.
«Никаких шагов по улучшению качества образования, кроме ликвидации вузов, нынешнее Министерство образование и науки РФ пока не предпринимало», — считает Александр Перцев.
«Непрерывное реформирование системы высшего образования, которое мы наблюдаем в последние несколько лет, вызывает беспокойство. Идея об укрупнении вузов имеет почву, но это укрупнение не должно стать тотальным и распространиться по всей территории страны», — заявил Станислав Набойченко.
Число высших учебных заведений в России в каждым годом увеличивается. По данным Росстата, в 2007-2008 учебных годах свою деятельность осуществляло 1108 вузов (для сравнения: в 1993-94 гг. — 626 вузов, 2000-01 гг. — 965 вузов, 2004-05 гг. — 1071 вуз). Соответственно, и число студентов с каждым годом растет (от 626 тыс. студентов в 1993-94 гг. до 7461 тыс. в 2007-08 гг.). Эти процессы происходят на фоне ежегодного уменьшения числа выпускников школ, что неизбежно ведет к резким сокращением разницы в количестве школьных выпускников и количестве студентов.
Существенно не меняется лишь численность профессорско-преподавательского персонала в российских учебных заведениях: от 240 в 1993-94 гг. до 340 тыс. в 2007-08 гг.
Реформа
Эти цифры рождают новые и новые споры вокруг вариантов дальнейшего развития системы высшего образования в России. Министр образования и науки Андрей Фурсенко уже неоднократно объявлял о планах Министерства образования и науки РФ закрыть большую часть вузов. По мнению представителей Министерства, в стране должно остаться не более 50 университетов и 150—200 институтов.
Не исключено, что реформа высшего образования, основная суть которой состоит в ликвидации большинства вузов, как не отвечающих демографическим реалиям и задачам развития страны, стартует уже нынешней осенью. Андрей Фурсенко уже представил в Государственной Думе РФ детали реформы.
Министр заявил, что, на его взгляд, сегодня большинство вузов не соответствует тем жестким требованиям, которые должны предъявляться к такого рода учебным заведениям. Также он заявил о необходимости введения процедур, связанных с оценкой деятельности вузов. По словам Андрея Фурсенко, график проведения проверок уже составлен, кроме того, не исключено, что учебные заведения могут быть подвергнуты проверке вне графика, если на то будет запрос региона или союза ректоров.
Проблема
В свете активного обсуждения властями предстоящей реформы высшего образования, встает по меньшей мере два вопроса: кто будет решать, какие вузы подлежат ликвидации, и каким образом будет производиться оценка качества образования в том или ином учебном заведении?
Пока остается неясным, по каким критериям будут оцениваться российские университеты, академии и институты, и на кого будет возложены полномочия по проведению проверок. По словам Андрея Фурсенко, список новых критериев и норм, которым должен соответствовать вуз, дающий качественное образование, пока находится в разработке.
«Сокращение количества недоброкачественных учебных заведений не будет никоим образом связано с сокращением бюджетных мест. Просто люди, которые будут учиться по бюджету, должны учиться в хороших вузах и получать доброкачественное обучение», — заявил Андрей Фурсенко.
Представители уральских вузов считают, что в первую очередь и проверять, и закрывать стоит негосударственные вузы и различные филиалы — там качество обучения страдает серьезнее всего.
«Нужно, прежде всего, навести порядок среди многочисленных филиалов и коммерческих вузов, которых появляется достаточно много», — заявил председатель Совета ректоров вузов Екатеринбурга и Свердловской области, президент УГТУ-УПИ им. Бориса Ельцина Станислав Набойченко.
«В первую очередь реформа системы высшего образования коснется филиалов вузов. Не секрет, что сейчас на этом рынке есть филиалы, главной целью которых является не выпуск хорошего специалиста, а привлечение как можно больших сумм посредством взимания их со студентов. Это показывали и результаты ряда проверок. Например, известны случаи, когда в филиале вуза экзамены принимали ассистенты, которые отправляли экзаменационные ведомости в Москву на подпись профессорам. Получалось, что в этом филиале числится 80% профессоров»«, — считает декан факультета международных экономических отношений ИМС Денис Резниченко.
Как уже было сказано выше, численность профессорско-преподавательского персонала в российских университетах, академиях и институтах существенно не увеличивается. Открытие новых вузов, как правило коммерческих или различных филиалов, становится возможным благодаря тому, что преподаватели соглашаются вести занятия в нескольких учебных заведениях одновременно. У преподавателей практически не остается другого выбора: коммерческий вуз — это дополнительный доход, крайне необходимый в условиях отсутствия достаточного финансирования. Руководителя уральских учебных заведений с этим соглашаются, но констатируют, что никаких мер по изменению ситуации в лучшую сторону своими силами они предпринять не могут.
«Из-за отсутствия достаточного финансирования преподаватели вынуждены вести занятия в 7-8 вузах одновременно. Это привело к тому, что на протяжении уже 20 лет вузы серьезно не занимаются научной деятельностью. При этом число студентов постоянно увеличивается, а педагогический потенциал не растет: преподавателей не становиться больше, и у них не хватает времени для того, чтобы пополнять свои знания и умения, необходимые для развития современной науки», — считает доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, ректор УрГЭУ-СИНХ Михаил Федоров.
В начале июля 2008 года общественная организация «Деловая Россия» в рамках конгресса национального бизнеса обнародовала результаты второго рейтинга высших учебных заведений России. Лидерами рейтинга стали уже давно известные в сфере образования вузы: МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана и др. Негосударственные вузы в топ-лист рейтинга не вошли. Не вошли они в рейтинг, составленном по инициативе информационного портала «Урал Бизнес Образование»: в списке 100 представленных не встречается ни одного коммерческого.
Государственные вузы
Получается, что негосударственные вузы из года в год не входят в списки достойных вузов, занимают последние позиции во всевозможных рейтингах, и не значатся в списках лидеров приоритетного нацпроекта «Образование». Тем не менее, сегодня в Екатеринбурге действует около 50 учебных заведений, из которых более половины являются либо филиалами и представительствами московских и столичных вузов, либо негосударственными вузами. Среди них Институт менеджмента и рынка, филиал Академии труда и социальных отношений, Институт образовательных информационных технологий, представительство Регионального финансово-экономического института и др. По мнению представителей уральских вузов, именно такие учебные заведения находятся под угрозой первоочередной ликвидации.
Руководители государственных вузов заявляют о том, что за судьбу своих университетов, институтов и академий спокойны: грядущая реформа на них не отразиться негативно.
«УГТУ УПИ им. Ельцина как мощный корабль во время шторма: волнения не обойдут нас стороной, но серьезных последствий для нас не будет, в первую очередь, благодаря полигамности вуза»,— считает Станислав Набойченко.
«Новая реформа образования не вызвала у нас волнений, мы не боимся не попасть в 50 университетов страны, которые задумано оставить», — заявила пресс-атташе УГГУ Валентина Карпович.
По словам ректора УГГУ Николая Косарева, диплом горного университета признается и котируется во многих странах.
Соответственно, определенную логику в действиях Правительства РФ руководители, уверенные в стабильности положения своих вузов, усматривают.
«Новая реформа высшего образования, конечно, необходима. Качество подготовки специалистов во многих учебных заведениях сегодня страдает. Высшее образование превратилось в бизнес, причем речь идет обо всех вуза: и о государственных, и о коммерческих», — полагает Михаил Федоров.
Вместе с тем на разных уровнях уже долгое время идет активное обсуждение идеи создания в стране крупных федеральных университетов. Согласно концепции, ведущие региональные вузы смогут объединиться в один университет с целью консолидации собственных образовательных ресурсов. То есть успешная реализация этой идеи приведет к уменьшению числа вузов за счет укрупнения. Руководителям вузов в создании федеральных университетов видится универсальный выход: и учебные заведения удастся уберечь от ликвидации, и формально уменьшить их число.
В Свердловской области о намерении объединиться уже заявили УрГУ им. А.М. Горького, УГТУ-УПИ им. Б.Н. Ельцина и УрО РАН. На базе этого этих учебных заведение, возможно, будет создан Уральский федеральный университет.
Формальной причиной объединения этих учебных заведений может стать еще и то, что самый крупный вуз региона сможет рассчитывать на серьезную материальную поддержку из средств федерального бюджета. Сегодня в УрФО уже существует вуз, претендующий на получения этих субсидий — челябинский ЮУрГУ. УрГУ им. А.М. Горького, УГТУ-УПИ им. Б.Н. Ельцина и УрО РАН при условии объединения смогут составить конкуренцию ЮУрГУ в этом вопросе.
«Безусловно, в проведении реформы по сокращению числа недоброкачественных вузов есть смысл: лучше меньше, да лучше. У нас существуют откровенно отстающие вузы, например, провинциальные, где нет докторов, нет ученых советов. Кроме того, финансирование вузов сегодня не соответствует объективной необходимости. Поэтому вполне целесообразно из пяти учебных заведений сделать одно, но при условии достойного финансирования. Весь вопрос в том, что непонятно, кто должен решать, какой вуз соответствует стандартам, какой нет», — считает декан философского факультета УрГУ им. А.М. Горького Александр Перцев.
Отметим, что в российском законодательстве пока не существует Федерального закона, который бы регулировал создание и деятельность федеральных университетов. Поэтому пока не ясно, когда начнется реализация проектов объединения учебных заведений, и начнется ли вообще.
Итог
Стоит также отметить, что не все дают положительную оценку грядущей реформе: представители некоторых уральских учебных заведений не считают реформирование высшего образования необходимым и своевременным.
«Сейчас министерство образования России выстраивает систему высшей школы, ориентируясь на Запад, тот самый Запад, который отказал нам во вступлении в ВТО. Именно вступление в ВТО диктовало одним из условий реформу образования и если мы организуем свою образовательную систему в их интересах это будет выглядеть как-то странно в сегодняшней политической ситуации. А, между тем, система российского образования в мире всегда, а особенно в период Советского союза, считалась очень качественной. Время все рассудит, но, на мой взгляд, слепо следовать правилам и законам других стран, нецелесообразно», — считает Валентина Карпович.
Сомнения относительно целесообразности проведения реформы подкрепляются еще и недовольством представителей сферы высшего образования прежней деятельностью Министерства образования и науки РФ.
«Никаких шагов по улучшению качества образования, кроме ликвидации вузов, нынешнее Министерство образование и науки РФ пока не предпринимало», — считает Александр Перцев.
«Непрерывное реформирование системы высшего образования, которое мы наблюдаем в последние несколько лет, вызывает беспокойство. Идея об укрупнении вузов имеет почву, но это укрупнение не должно стать тотальным и распространиться по всей территории страны», — заявил Станислав Набойченко.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Грядущая реформа высшего образования: тотальная ликвидация вузов
- Реформа высшего образования: тотальная ликвидация вузов
- Декан философского факультета УрГУ им. А.М. Горького Александр Перцев: Ник ...
- Представители уральских ВУЗов: Непрерывное реформирование системы высшего о ...
- Ректор УрГЭУ-СИНХ Михаил Федоров: Высшее образование в России превратилось ...