«Российская газета» и Ульяна Вылегжанина: «Стена отчуждения»

10 октября 2008 (09:41)

Десять лет продолжается жилищный конфликт между властями и преподавателями

В представительство «РГ» как в последнюю инстанцию обратилась группа сотрудников Уральского госуниверситета. Преподаватели десять лет живут в квартирах, на которые им не позволяют оформить право собственности. А значит, их могут выселить на улицу.

Эта история началась в 1995 году. На праздновании юбилеев УрГУ и УПИ губернатор Эдуард Россель предложил построить два жилых дома для сотрудников вузов. Годом позже глава региона издал указ: преподавателям предоставлялся долгосрочный жилищный кредит на срок до 20 лет. Он выдавался из средств областного бюджета под небольшой процент - пятую часть от стоимости жилья. При этом стоимость квадратного метра составляла 2500 рублей (по разным данным, в коммерческих структурах в то время метр жилья стоил как минимум в два раза больше).

Вот, собственно, и все факты, которые не оспаривают конфликтующие стороны. А дальше начинаются две абсолютно противоположные версии случившегося.

Версия вуза

По словам преподавателей, после указа губернатора преподаватели создали жилищно-строительный кооператив «ВУЗ-96», зарегистрировались в администрации Кировского района (именно там отвели землю под строительство двух новых домов), открыли счет и начали собирать деньги. Как сообщил корреспонденту «РГ» председатель ЖСК Геннадий Батурин, кооператив, как юридическое лицо, заключил самостоятельный договор с Управлением капитального строительства Свердловской области. Условия договора таковы: часть денег вкладывает кооператив, другая часть - кредиты от Свердловской области. Готовые дома управление передает кооперативу, который уже самостоятельно расплачивается с кредитодателем. Как утверждает Батурин, «ВУЗ-96» вложил в строительство

6 миллионов рублей. Еще 20 было привлечено из бюджета Свердловской области.

- Дома построили, передали кооперативу, - вспоминает Батурин. - Мы начали ходить по инстанциям, чтобы зарегистрировать право собственности. И узнали, что наши квартиры зарегистрированы в собственности Свердловской области. Хотя по закону кооперативные дома могут быть только частной собственностью, даже если пай жильцы выплатили не полностью. А потом вообще объявляется третья организация - «Фонд поддержки индивидуального строительства» Свердловской области - и обязывает купить у них наши квартиры по рыночной стоимости. Да еще и затаскали по судам - якобы преподаватели и сотрудники УрГУ самовольно заняли жилплощадь. Люди испугались, что останутся на улице, и побежали в фонд заключать договоры.

Со временем практически все жильцы заключили с фондом договоры и выкупили квартиры. По ту сторону баррикад остались только семь семей сотрудников вуза.

- Мы так ничего и не понимаем. Нашу семью включили в список нуждающихся в улучшении жилья, который был заверен ректором УрГУ. Мы исправно выплачивали взносы в кооператив. А потом оказалось, что наша квартира нам не принадлежит. Абсурд! - возмущается преподаватель УрГУ, кандидат физико-математических наук Александр Меленцов.

Версия власти

У областного мингосимущества и «Фонда поддержки индивидуального строительства» на эту историю абсолютно противоположный взгляд. Как утверждает министр по управлению госимуществом Свердловской области Алексей Молотков, «ВУЗ-96» не исполнил свою обязанность по заключению кредитного договора с Управлением капитального строительства и вовремя не перечислил УКС первый взнос в размере десяти процентов стоимости домов. При этом Свердловская область свои обязательства по финансированию из бюджета выполнила в полном объеме, и дома были введены в эксплуатацию в установленный срок. Как утверждает министерство, строительство жилых домов полностью финансировалось за счет областного бюджета. В 1999 году кооператив перечислил только 10 процентов от сметной стоимости, то есть первый взнос, который по договору должен был поступить на счет УКС области еще в октябре 1996 года.

«Принимая во внимание объем капитальных вложений Свердловской области в строительство домов, а также невыполнение ПЖСК «ВУЗ-96» условий программы кредитования жилищного строительства и возложенных на него обязанностей, правительство Свердловской области поручило СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» зарегистрировать право собственности Свердловской области на спорные дома, обеспечить возврат бюджетных средств, передать работникам бюджетной сферы по возмездным договорам квартиры, построенные за счет областного бюджета», - пишет о спорной ситуации Алексей Молотков.

Нашла коса на камень

Несколько томов и сотни страниц этого дела лежат и в следственном управлении, и в судах. Обе стороны уверены в свой абсолютной правоте и предоставляют подтверждающие документы.

- Господин Батурин и его компания просто хотят жить в квартирах за государственный счет, хотя они даже в списках нуждающихся в улучшении жилья не состояли, - уверен заместитель начальника Фонда индивидуального жилищного строительства Анатолий Михалев. - А потому, согласно указу губернатора, они не имеют никаких прав на льготы. И получат эти квартиры, только если выплатят их полную рыночную стоимость.

По сути, кто прав, должен решить суд. Но даже Фемида не может однозначно разобраться в этой истории. С одной стороны, Кировский районный суд не раз принимал решение в пользу фонда о выселении семи преподавателей. С другой - по иску сотрудницы университета Натальи Колбиной вынес решение в ее пользу. Суд обязал руководство фонда заключить с Колбиной договор купли-продажи квартиры по изначальной цене - две с половиной тысячи рублей за квадратный метр (как и было до дефолта 1998 года) с учетом уже внесенного паевого взноса. Этого, собственно, и добиваются все семь преподавателей. Причем решение это, заметим, было поддержано и областным судом.

- И перед нами когда-то стоял выбор, кому платить за квартиру: фонду или кооперативу, - вспоминает одна из жительниц того же дома, попросившая не называть ее фамилию. - Но мы выбрали фонд, постепенно платили и, наконец, расплатились. Инфляция работала только на нас - цены на квартиры росли, а стоимость квадратного метра в нашем доме оставалась строго фиксированной - 2500 рублей. Мне жаль тех людей, которые отказались вовремя заключить договоры. Мне кажется, они просто совершили ошибку, а теперь расплачиваются за свое заблуждение.

Преподаватели, которые в свое время внесли деньги за квартиры в кооператив, чувствуют себя обманутыми. Фонд рассчитывает оспорить-таки решение, вынесенное в пользу одного из семи сотрудников вуза.

Судебные разбирательства, как показывает эта история, могут продолжаться еще не один год. Чем все это закончится, никто не предугадает: стороны готовы продолжать осаду друг друга и дальше и твердо стоять на однажды занятых позициях. А раз так, конфликт будет развиваться по своей логике. Эта логика в конце концов уведет конфликтующих так далеко от исходной точки, что в нее уже сложно будет вернуться. Уже и сейчас многие подзабыли, с чего все начиналось.

Напомним. На праздновании юбилеев УрГУ и УПИ губернатор Эдуард Россель предложил построить два жилых дома для сотрудников вузов...


Другие материалы по теме: