Эксперты топливного рынка: Нефтяные компании не пойдут на существенное снижение цен на нефтепродукты
17 октября 2008 (11:05)
Несмотря на снижение цен на нефть на мировых торговых площадках, эксперты не предполагают скорого и существенного снижения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
«Российский рынок нефтепродуктов изолирован от мирового, наша страна практически не занимается экспортом светлых нефтепродуктов, продать их где то еще, кроме как на внутреннем рынке сложно. Проблема заключается в налогообложении. Так, налоги на продажу бензина рассчитываются исходя их мировых цен на нефть, поэтому, когда последние растут, растут и акцизы, а следовательно — дорожает местный бензин. При снижении мировых цен на нефть должен происходить обратный процесс, однако из-за лага в налоговом законодательстве акцизы снижаются с задержкой, и стоимость бензина в России продолжает оставаться высокой», — заявил УрБК директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
Еще одной значимой причиной эксперты считают саму структуру внутреннего рынка с доминированием на нем нескольких крупных игроков.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба РФ направила в адрес ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-BP Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть» и ОАО «НК «Альянс» предостережения о необходимости снижения цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями
По данным ФАС РФ хозяйствующими субъектами, входящими в группы лиц вертикально-интегрированных нефтяных компаний реализуется более 70 % от всего объема нефтепродуктов, производимых в Российской Федерации, что позволяет им в существенной степени влиять на условия обращения товара на соответствующих оптовых рынках.
По мнению ведомства, рост оптовых цен на нефтепродукты привел к существенному росту цен на нефтепродукты для конечных потребителей. Так за период с января по июль 2008 года оптовые цены на авиатопливо выросли на 39,9%, на дизельное топливо на 52%, а на бензины А-76, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 — на 30%, 29,6%, 25,9% и 19,2% соответственно. На розничном рынке рост оптовых цен отразился следующим образом: только за период с апреля по июнь 2008 года цены на авиатопливо при заправке «в крыло» в аэропортах Российской Федерации выросли на 30 %, а рост розничных цен на АЗС в Российской Федерации на дизельное топливо за тот же период составил 37,9 %, на автобензины А-76 — 24,2 %, АИ-92 — 21,7 %, АИ-95 -17,2%, АИ-98 — 14,5%.
В результате изменения конъюнктуры внешнего рынка, динамика роста цен на нефтепродукты замедлилась, и в настоящее время имеет место тенденция снижения оптовых, а также розничных цен на нефтепродукты.
По мнению ФАС России в настоящее время на российском оптовом рынке реализации нефтепродуктов отсутствуют экономические, технологические и иные основания, препятствующие вертикально — интегрированным нефтяным компаниям, являющимся основными поставщиками нефтепродуктов на соответствующих рынках, снижать оптовые цены по всей номенклатуре нефтепродуктов, что в свою очередь должно привести к снижению розничных цен.
Необеспечение условий приведения цен в соответствии с рыночной ситуацией может быть основанием для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
По мнению К. Селянина, претензии ФАС РФ к крупным нефтяным компаниям являются правомерными.
«На мой взгляд, согласованные действия «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР по поддержанию существующих цен на бензин очевидны. У данных компаний одна и та же политика ценообразования, одни цели. Их доля на рынке составляет порядка 80% и они попросту пользуются своим доминирующим положением. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ФАС усмотрела в их действиях нарушения требований антимонопольного законодательства», — говорит К. Селянин.
К.Селянин также отметил, что цены на бензин в России в ближайшее время должны снизиться.
«Я считаю, что обращение ФАС заставит нефтяные компании снизить цены на бензин. Дело в том, что государство обещало им значительные налоговые преференции и теперь «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР скорее всего предпочтут подчиниться требованиям антимонопольной службы, чем потерять данные преференции из-за нежелания проявить гибкость в ценовой политике. С другой стороны, вызывает огорчение тот факт, что российские нефтяные компании могут снизить цены на бензин исключительно под угрозой применения к ним административных мер», — добавил эксперт.
Обоснованность высказанных К.Селяниным предположений разделяют и руководители структур, работающих на данном рынке.
«Думаю, ожидать в ближайшее время снижения цен на бензин в связи во вчерашним заявлением ФАС было бы правомерно, но не уверен, что снижение будет существенным. Полагаю, снижение не превысит 3%. Судя по тому, что у многих компаний, таких как «Лукойл» и «Газпромнефть», имеются большие внешние долги, им будет не выгодно существенно снижать стоимость нефтепродуктов. Честно говоря, я думаю, что никто не захочет терять прибыль», — заявил УрБК директор ООО «Уралресурс 2000» Василий Одинцов.
«Мы не планируем снижать розничные цены на автомобильный бензин в ближайшее время», — заявила УрБК руководитель АЗС ООО «Екатеринбург-бензин» Наталия Младенцева.
По словам Н. Младенцевой, в настоящий момент ООО «Екатеринбург-бензин» вынуждено осуществлять закупку бензина по высоким ценам из-за цен, устанавливаемых более крупными структурами, поэтому снижение розничной цены на него для компании невыгодно.
Тем не менее, специалисты рассчитывают на эффективность административных санкций.
«Полагаю, что снижение цен на бензин будет обусловлено только административными мерами, в том числе — предпринимаемыми ФАС. У нас пока нет рыночной экономики. Есть три компании, которые занимаются добычей нефти, они же ее перерабатывают, они же продают. Между ними существует сговор. Получается монополизация, никуда от этого не денешься. Если бы у нас была нормальная конкуренция, как это было в конце 90-х годов, когда добывали одни, перерабатывали другие, а продавали третьи, и когда каждый стремился удержать покупателя, можно было ожидать существенного снижения цен. А сегодня настоящего рынка нефтепродуктов не существует», — добавил В.Одинцов.
Напомним, согласно официальным данным индекс потребительских цен на товары и услуги в сентябре 2008г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,8%, с декабрем 2007г. — 110,6%.
В 68 центрах субъектов РФ цены на бензин остались на уровне предыдущей недели.
Удешевление бензина было зафиксировано в 12 центрах субъектов Российской Федерации.
В Екатеринбурге средняя цена на автомобильный бензин на 6 октября 2008 года составляла 22,31 рубля за литр.
«Российский рынок нефтепродуктов изолирован от мирового, наша страна практически не занимается экспортом светлых нефтепродуктов, продать их где то еще, кроме как на внутреннем рынке сложно. Проблема заключается в налогообложении. Так, налоги на продажу бензина рассчитываются исходя их мировых цен на нефть, поэтому, когда последние растут, растут и акцизы, а следовательно — дорожает местный бензин. При снижении мировых цен на нефть должен происходить обратный процесс, однако из-за лага в налоговом законодательстве акцизы снижаются с задержкой, и стоимость бензина в России продолжает оставаться высокой», — заявил УрБК директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
Еще одной значимой причиной эксперты считают саму структуру внутреннего рынка с доминированием на нем нескольких крупных игроков.
Напомним, Федеральная антимонопольная служба РФ направила в адрес ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-BP Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть» и ОАО «НК «Альянс» предостережения о необходимости снижения цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями
По данным ФАС РФ хозяйствующими субъектами, входящими в группы лиц вертикально-интегрированных нефтяных компаний реализуется более 70 % от всего объема нефтепродуктов, производимых в Российской Федерации, что позволяет им в существенной степени влиять на условия обращения товара на соответствующих оптовых рынках.
По мнению ведомства, рост оптовых цен на нефтепродукты привел к существенному росту цен на нефтепродукты для конечных потребителей. Так за период с января по июль 2008 года оптовые цены на авиатопливо выросли на 39,9%, на дизельное топливо на 52%, а на бензины А-76, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 — на 30%, 29,6%, 25,9% и 19,2% соответственно. На розничном рынке рост оптовых цен отразился следующим образом: только за период с апреля по июнь 2008 года цены на авиатопливо при заправке «в крыло» в аэропортах Российской Федерации выросли на 30 %, а рост розничных цен на АЗС в Российской Федерации на дизельное топливо за тот же период составил 37,9 %, на автобензины А-76 — 24,2 %, АИ-92 — 21,7 %, АИ-95 -17,2%, АИ-98 — 14,5%.
В результате изменения конъюнктуры внешнего рынка, динамика роста цен на нефтепродукты замедлилась, и в настоящее время имеет место тенденция снижения оптовых, а также розничных цен на нефтепродукты.
По мнению ФАС России в настоящее время на российском оптовом рынке реализации нефтепродуктов отсутствуют экономические, технологические и иные основания, препятствующие вертикально — интегрированным нефтяным компаниям, являющимся основными поставщиками нефтепродуктов на соответствующих рынках, снижать оптовые цены по всей номенклатуре нефтепродуктов, что в свою очередь должно привести к снижению розничных цен.
Необеспечение условий приведения цен в соответствии с рыночной ситуацией может быть основанием для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
По мнению К. Селянина, претензии ФАС РФ к крупным нефтяным компаниям являются правомерными.
«На мой взгляд, согласованные действия «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР по поддержанию существующих цен на бензин очевидны. У данных компаний одна и та же политика ценообразования, одни цели. Их доля на рынке составляет порядка 80% и они попросту пользуются своим доминирующим положением. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ФАС усмотрела в их действиях нарушения требований антимонопольного законодательства», — говорит К. Селянин.
К.Селянин также отметил, что цены на бензин в России в ближайшее время должны снизиться.
«Я считаю, что обращение ФАС заставит нефтяные компании снизить цены на бензин. Дело в том, что государство обещало им значительные налоговые преференции и теперь «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР скорее всего предпочтут подчиниться требованиям антимонопольной службы, чем потерять данные преференции из-за нежелания проявить гибкость в ценовой политике. С другой стороны, вызывает огорчение тот факт, что российские нефтяные компании могут снизить цены на бензин исключительно под угрозой применения к ним административных мер», — добавил эксперт.
Обоснованность высказанных К.Селяниным предположений разделяют и руководители структур, работающих на данном рынке.
«Думаю, ожидать в ближайшее время снижения цен на бензин в связи во вчерашним заявлением ФАС было бы правомерно, но не уверен, что снижение будет существенным. Полагаю, снижение не превысит 3%. Судя по тому, что у многих компаний, таких как «Лукойл» и «Газпромнефть», имеются большие внешние долги, им будет не выгодно существенно снижать стоимость нефтепродуктов. Честно говоря, я думаю, что никто не захочет терять прибыль», — заявил УрБК директор ООО «Уралресурс 2000» Василий Одинцов.
«Мы не планируем снижать розничные цены на автомобильный бензин в ближайшее время», — заявила УрБК руководитель АЗС ООО «Екатеринбург-бензин» Наталия Младенцева.
По словам Н. Младенцевой, в настоящий момент ООО «Екатеринбург-бензин» вынуждено осуществлять закупку бензина по высоким ценам из-за цен, устанавливаемых более крупными структурами, поэтому снижение розничной цены на него для компании невыгодно.
Тем не менее, специалисты рассчитывают на эффективность административных санкций.
«Полагаю, что снижение цен на бензин будет обусловлено только административными мерами, в том числе — предпринимаемыми ФАС. У нас пока нет рыночной экономики. Есть три компании, которые занимаются добычей нефти, они же ее перерабатывают, они же продают. Между ними существует сговор. Получается монополизация, никуда от этого не денешься. Если бы у нас была нормальная конкуренция, как это было в конце 90-х годов, когда добывали одни, перерабатывали другие, а продавали третьи, и когда каждый стремился удержать покупателя, можно было ожидать существенного снижения цен. А сегодня настоящего рынка нефтепродуктов не существует», — добавил В.Одинцов.
Напомним, согласно официальным данным индекс потребительских цен на товары и услуги в сентябре 2008г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,8%, с декабрем 2007г. — 110,6%.
В 68 центрах субъектов РФ цены на бензин остались на уровне предыдущей недели.
Удешевление бензина было зафиксировано в 12 центрах субъектов Российской Федерации.
В Екатеринбурге средняя цена на автомобильный бензин на 6 октября 2008 года составляла 22,31 рубля за литр.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Директор уральского филиала ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин: Российс ...
- Директор ООО «Уралресурс 2000» Василий Одинцов: Цены на автомобильный бензи ...
- ООО «Екатеринбург-бензин»: Закупочные цены на автомобильный бензин остаются ...
- Уральские нефтяные компании прогнозируют рост цен на бензин сентябре – октя ...
- Средняя потребительская цена на дизельное топливо в Екатеринбурге превысила ...