В автосалонах Екатеринбурга снижаются объемы продаж

23 октября 2008 (15:10)

Мировой финансовый кризис и связанный с ним отечественный кризис ликвидности оказывают все большее влияние на сектор реальной экономики. Фактическое прекращение выдачи кредитов большинством российских банков поставило на грань выживания компании, бизнес которых напрямую зависит от постоянной циркуляции заемных средств.

Получая отказ в продлении кредитных линий или перекредитовании ранее выданных займов, многие из них оказываются в ситуации полного отсутствия оборотных средств. Более того, зачастую погашение займов требует от них срочного вывода средств, уже вложенных в товары, что приводит к необходимости немедленно реализовывать свои товарные запасы. В ситуации дефицита денежных средств в экономике и общего снижения ликвидности товаров делать это часто приходится по демпинговым ценам.

Так, в особой группе риска оказались практически все российские компании, осуществляющие продажу автомобилей, как отечественного, так и импортного производства.

Помимо общих проблем, свойственных для всей торговой отрасли в целом — резкое сокращение или полное закрытие кредитных линий, невозможность рефинансировать взятые ранее займы и проблемы с окупаемостью последних инвестиционных проектов — автодилеры столкнулись и с трудностями, уникальными для данной отрасли. Речь идет, в первую очередь, о сворачивании банками программ автокредитования.

До конца августа 2008 года с использованием различных схем кредитования продавалось от 50% до 90%(в зависимости от марки) всех автомобилей на российском рынке. Однако с уже в сентябре 2008 года многие банки начали сокращать собственные программы автокредитования, увеличивать проценты по ним, ужесточать требования к заемщику и размеру первоначального взноса.

В октябре 2008 года многие кредитные организации вообще отказались от данного вида кредитования, полностью «заморозив» выдачу займов на приобретение автомобиля.

Следствием стало резкое сокращение объемов продаж большинства автодилеров. В первую очередь пострадали представители наиболее дорогих автомобильных брендов, продажи которых в период кризиса практически встали.

В не менее тяжелом положении оказались и дилеры относительно недорогих иномарок, традиционно приобретаемых в кредит.

Так, по данным Ассоциации Европейского бизнеса в РФ, в сентябре 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизились объемы продаж на автомобили таких элитных иностранных марок, как Hummer (продажи снижены на 26%); Alfa Romeo (снижение на 18%); Porshe (объем продаж сократился на 13%); Ford (сокращение на 13%) и Volvo (продажи упали на 35%).

Что касается иномарок более низкой стоимости, то продажи автомобилей KIA снизились на 11%; Hyndai — на 2%; Renault — на 4% и Mitsubishi — на 25%.

«С началом финансового кризиса, банки-партнеры у нас остались те же самые, что были раньше, но большинство из них либо отказались от программ автокредитования, либо приостановили их на неопределенный срок. Количество выдаваемых автокредитов существенно сократилось. Можно сказать, в два раза. Мы это тоже связываем с мировым финансовым кризисов», — заявили УрБК в отделе автокредитования автосалона «UZ-Daewoo-Екатеринбург» (ООО «Масико»).

«Объем продаж автомобилей в кредит в нашем автосалоне снизился. Количество банков, которые выдают кредиты на покупку автомобилей значительно сократилось», — сообщил старший менеджер отдела продаж автосалона «Тойота центр Екатеринбург Юг» Павел Толмачев.

В несколько более привилегированном положении оказались официальные представители крупнейших мировых автопроизводителей, имеющих собственные кредитные программы. Однако и они испытывают определенные трудности с объемом продаж. Кроме того, финансовый кризис принял глобальный характер, и эксперты рынка не исключают, что уже в ближайшее время даже крупнейшие мировые бренды не смогут поддерживать своих представителей в России кредитными продуктами.

По мнению экспертов, на первом этапе автодилеры будут пытаться исправить ситуацию за счет снижения цен на свою продукцию, экстренной распродажи товарных остатков, снижения объемов заказов новой продукции.

По словам П. Толмачева, в автосалоне «Тойота центр Екатеринбург Юг» на некоторые автомобили марки «Toyota», продаваемые в кредит, распространяются специальные предложения.

Скидки от 20 до 50 тыс. рублей на все модели автомобилей Citroen ввел автосалон «Citroen Центр Авантайм».

Как сообщили УрБК в автоцентре «Вольф», на ряд моделей автомобилей марки Volkswagen также распространяются скидки. В частности, «Вольф» с 8% скидкой реализует автомобили Volkswagen Golf. При этом, по словам сотрудников автоцентра, услуг по автокредитованию он не предоставляет, клиентам рекомендуют найти кредитные ресурсы непосредственно в банках, самостоятельно.

Специалисты не исключают, что несмотря на предпринимаемые автодилерами меры по увеличению продаж уже в ближайшее время можно ожидать сокращений персонала, автоцентров сворачивания ряда проектов и даже закрытия наименее рентабельных салонов.


Другие материалы по теме: