«Коммерсантъ» и Алексей Екимовский: «Авиаторы налетели на дефолт»

24 октября 2008 (08:14)

Они просят у государства 50 млрд руб.

На российском авиарынке появился новый потенциальный банкрот. Самая быстрорастущая и уже десятая по размерам «КД авиа» объявила о техническом дефолте по облигациям. У нее беспрецедентное соотношение долга к EBITDA — 19, но быстрая остановка компании не грозит. Дефолт — скорее попытка привлечь внимание государства к проблемам авиакомпаний, политического решения о финансовой поддержке которых пока не принято. В целом авиаторам требуется 50 млрд руб. Решение о выделении средств может быть принято в субботу на совещании у вице-премьера Сергея Иванова. Но власти уже дают понять, что спасать если и будут, то только крупнейших.

Вчера калининградская «КД авиа» объявила о техническом дефолте по купону облигационного займа. Размещавшее бумаги ООО «КД авиа Финансы» не выплатило 79,8 млн руб. Как поясняется в сообщении компании — «в связи с недостаточностью средств, возникшей ввиду сложной ситуации на финансовом рынке». На расчеты по купону у «КД авиа» есть календарный месяц, если деньги не будут выплачены, кредиторы смогут требовать банкротства. Исполнительный директор «КД авиа» Леонид Ицков назвал ситуацию «компромиссным решением». «Мы сделали выбор в пользу продолжения операционной деятельности и выполнения обязательств перед пассажирами»,— пояснил топ-менеджер, отметив, что авиакомпания намерена в конечном итоге расплатиться с владельцами облигаций.

Однако «КД авиа» ждут и более серьезные выплаты. Уже 28 октября компании предстоит оферта по облигационному займу на 1 млрд руб. Источник в компании—держателе облигаций «КД авиа» уверен, что к выкупу предъявят все бумаги. Более того, в последнем отчете банка «Зенит» (организатор размещения облигаций «КД авиа») указано, что с ноября 2008 года компания должна начать погашать кредиты на 1,56 млрд, взятые в банке «Санкт-Петербург» под залог первой очереди строящегося в калининградском аэропорту Храброво нового терминала. Кроме того, в четвертом квартале «КД авиа» понадобится 540 млн руб. дополнительного финансирования.

В этом году авиакомпания очень быстро расширяла бизнес (пассажиропоток вырос в 2,25 раза, превысив 1 млн человек) и поэтому много занимала. Коэффициент чистый долг/EBITDA у «КД авиа» экстремальный — 19 (у всех основных конкурентов, публикующих отчетность, не превышает 1-4).

Но источник «Ъ», знакомый с ситуацией в «КД авиа», уверяет, что остановка ей пока не грозит. По словам собеседника «Ъ», отношения с контрагентами урегулированы, а «Санкт-Петербург» до сих пор кредитует компанию в оперативном режиме. «Но без финансовой помощи государства долго такая ситуация не продержится,— добавляет собеседник «Ъ».— Дефолт по купону должен обратить внимание властей на проблемы компании и авиации в целом. Ведь решения о выделении средств авиакомпаниям до сих пор нет».

Леонид Ицков признает, что без господдержки решить финансовые проблемы «КД авиа» не сможет. «Мы лишь оказались в такой ситуации первыми, аналогичные процессы пойдут и в других авиакомпаниях»,— говорит господин Ицков. На совещании у министра транспорта Игоря Левитина 13 октября перевозчикам было рекомендовано представить в Минтранс свои потребности в кредитовании. Леонид Ицков подтвердил «Ъ», что «КД авиа» также направила заявку, но раскрыть конкретную сумму отказался.

Глава Росавиации Геннадий Курзенков сказал «Ъ», что решение о выделении будет принимать правительство. По его мнению, на господдержку могут рассчитывать авиаперевозчики с госучастием, которые «ответственно исполняют обязательства перед пассажирами». «С частными авиакомпаниями нужно будет разбираться отдельно»,— сказал «Ъ» глава Росавиации. Источник «Ъ» в Минтрансе пояснил, что решения прежде всего коснутся авиакомпаний с федеральной долей собственности. Тем, доля в которых принадлежит субъектам федерации, должны помогать сами регионы. Собеседники «Ъ» не уточнили, в какой форме государство может предоставить помощь авиакомпаниям.

По словам чиновника Минтранса, еще одним критерием отбора будет объем перевозок. «Мы исходим из того, что 35 авиакомпаний перевозят 90% всех пассажиров»,— сообщил собеседник «Ъ», добавив, что этим списком и будет ограничено рассмотрение заявок (кто входит в список, см. таблицу). По его словам, общий объем средств, запрошенных авиакомпаниями до конца текущего года, составляет 30 млрд руб., до марта-апреля 2009 года — еще 20 млрд. Первоначальные меры по поддержке отрасли в текущем году будут обсуждаться на совещании у вице-премьера Сергея Иванова в эту субботу 25 октября, в нем примут участие представители крупнейших перевозчиков и Минфина.

Однако помощь нужна не всем. По словам источника «Ъ» в «Аэрофлоте», авиакомпания не просила денег у государства. В «Трансаэро» со ссылкой на гендиректора Ольгу Плешакову «Ъ» также сообщили, что не объявляли о точной сумме «до выработки конкретной схемы кредитования». ГТК «Россия» попросила 1 млрд руб., в «Сибири» объем заявки не раскрывают. Глава «ЮТэйр» Андрей Мартиросов сообщил «Ъ», что его авиакомпания тоже подала заявку «на определенную сумму», но полагает, что более действенными мерами будут отмена пошлин на иностранные воздушные суда и запчасти, снижение налогового бремени.

По мнению экспертов, меры по финансовой поддержке авиакомпаний необходимы безотлагательно. «Если мы не хотим получить лавинообразные остановки рейсов, пример которых наблюдали в августе, нужно срочно принимать решения»,— говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Аналитик ВТБ Елена Сахнова считает, что сумма 50 млрд руб. «вполне подъемна» для государства, если речь идет о спасении целой отрасли. Она согласна, что финансирование не обязательно для всех, кризис «должен способствовать консолидации». Если же государство поддержит частные авиакомпании, полагает аналитик, оно будет вправе потребовать взамен долю в уставном капитале.


Другие материалы по теме: