Кризис нанес удар по ритейлерам: «Эльдорадо» может оставить своих франчайзи без централизованных закупок

28 октября 2008 (15:16)

Мировой финансовый кризис и связанный с ним отечественный кризис ликвидности продолжают оказывать непосредственное влияние на экономику России, затрагивая все новые и новые отрасли экономики. В наиболее уязвимой ситуации оказались крупные торговые компании, оборот которых во многом формировался за счет заемных средств. В ситуации, когда получить кредит остановится все сложнее, а цена заемных денег постоянно увеличивается, такие фирмы оказываются на грани выживания.

Вероятно, в самом затруднительном положении окажутся крупные федеральные сети, обладающие менее гибкой структурой по сравнению с небольшими региональными сетями. Им будет труднее перестроиться в изменившихся условиях и внедрить новые модели осуществления своей деятельности. В наиболее тяжелом положении окажутся компании-дискаунтеры, работающие с минимальной нормой прибыли, за счет высоких оборотов. Уже сейчас можно говорить о том, что в особой зоне риска оказались крупнейшие отечественные ритейловые сети, прежде всего — задействованные в продаже бытовой и цифровой техники.

О первых признаках кризиса может свидетельствовать существенное снижение ассортимента целого ряда сетей, присутствующих на рынке Екатеринбурга. Впрочем, уже сейчас появляется информация и о более серьезных последствиях кризиса. Как стало известно УрБК из собственных источников, в ближайшее время крупнейшая российская сеть бытовой техники «Эльдорадо» может в корне поменять систему работы со своими франчайзи. Так, изменениям может подвергнуться система работы в части осуществления централизованных закупок. Если раньше приобретение товаров для сети осуществлялось централизовано, то сейчас каждому подразделению, действующему под торговой маркой «Эльдорадо», возможно, придется решать эту проблему самому. При этом, очевидно, произойдет подорожание товара, поскольку при отказе от прежней модели осуществления поставок «Эльдорадо» лишится существенных скидок, которые они получают при крупных оптовых заказах. Таким образом, франчайзи рискуют потерять значительную часть прибыли, оказавшись в затруднительных условиях.

Представители федерального «Эльдорадо» пока не подтверждают информацию об изменениях. «У нас нет информации о каких-либо существенных изменениях в работе с франчайзи. Механизм поставок партнерам-франчайзи не претерпевал изменений в последнее время», — заявил УрБК PR-директор компании «Эльдорадо» Илья Новохатский.

Впрочем, можно предположить, что серьезные финансовые трудности в любом случае не обойдут стороной большинство участников этого рынка. И причиной их является именно кризис ликвидности. Получая отказ в продлении кредитных линий или перекредитовании ранее выданных займов, многие из них оказываются в ситуации полного отсутствия оборотных средств. В ситуации дефицита денежных средств в экономике и общего снижения ликвидности товаров делать это часто приходится по демпинговым ценам.

Для розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники ситуация усугубляется еще и тем, что они часто работают по системе предоставления возможности покупателям приобрети товар в кредит. На сегодняшний день для потенциальных клиентов магазинов это стало невозможным, так как большинство российских банков практически полностью свернуло или сократило программы потребительского кредитования.

Все эти факторы неминуемо приведут к ухудшению положения торговых компаний, которые вынуждены будут прибегнуть к снижению стоимости бытовой техники для того, чтобы получить возможность реализации образовавшихся многочисленных товарных остатков.

В результате многие крупные торговые компании уже сейчас начинают испытывать финансовые затруднения, другие инициируют процесс поиска системных инвесторов или готовятся к банкротству.


Другие материалы по теме: