«Ведомости», Анастасия Дагаева и Глеб Столяров: «Удержаться на рельсах»

29 октября 2008 (08:24)

Из-за кризиса РЖД снижает прогноз по чистой прибыли и урезает инвестпрограмму. Госмонополия может сократить расходы на персонал и отказаться от ряда проектов, в частности высокоскоростного движения, считают эксперты

Чистая прибыль РЖД по итогам 2008 г. будет вдвое меньше прогнозируемой, заявил президент компании Владимир Якунин (цитата по «Интерфаксу»). Госмонополия рассчитывала заработать 16,2 млрд руб. чистой прибыли. А в 2009 г. предстоит и сокращение инвестпрограммы на 50 млрд руб. (примерно на 10%), отметил Якунин. Он объяснил это снижением прогноза по росту грузовых перевозок: в будущем году они вырастут только на 0,4%. За восемь месяцев 2008 г. рост грузоперевозок у РЖД составил 2,2% (за 2007 г. — 2,5%), уточнил представитель компании.

Грузоперевозки дают РЖД львиную долю доходов (768,6 млрд из 1,02 трлн руб. выручки по МСФО в 2007 г.). На финансовом состоянии РЖД негативно будет сказываться не столько снижение темпов роста грузоперевозок, сколько риск того, что не удастся серьезно поднять тарифы, которые являются одним из источников инвестиций для компании, отмечает руководитель направления машиностроения и транспорта A. T. Kearney Евгений Богданов. За 2008 г. тарифы на грузоперевозки должны вырасти на 16,3% вместо запланированных ранее 11%. В 2009 г. чиновники планируют сделать перевозки дороже еще на 12,5-14%, в 2010 г. — на 9,7-13,7%, в 2011 г. — на 10-14%. Но этот прогноз привязан к цене нефти, металла, отмечает Богданов: однако сейчас, когда сырье дешевеет, аргументов РЖД в пользу повышения тарифов может и не хватить.

Еще в прошлом году Якунин представлял транспортную стратегию до 2030 г. на общую сумму 11-14 трлн руб. Тогда же РЖД сверстала самую большую трехлетнюю инвестпрограмму на 1,3 трлн руб.

РЖД придется затянуть ремни, считает аналитик «Ингосстрах инвестиций» Евгений Шаго. Какие именно расходы планируется сократить, Якунин не уточнил, а представитель РЖД не знает. Придется отказаться от планов по международной экспансии (в частности, от участия в приватизации Deutsche Bahn) и развитию высокоскоростного движения, считает Шаго. Возможно, будет отложен и ряд совместных проектов с частным бизнесом, например строительство железнодорожной ветки до Удокана, ведь при нынешней цене на медь разработка месторождения нецелесообразна, считает он.

Шаго советует РЖД и сокращать затраты. В 2007 г. почти 44% операционных расходов компании приходилось на зарплату и соцотчисления (361 млрд руб.). Именно персонал станет первым пунктом экономии, полагает эксперт. Представитель компании это не комментирует.

Но у РЖД большой запас прочности, уверен Шаго: ее долговая нагрузка небольшая (соотношение чистый долг/EBITDA — 0,67), есть возможность кредитоваться. РЖД планировала в 2009 г. занять около 150 млрд руб., и теперь это будут в основном инфраструктурные облигации и кредиты госбанков (ранее Якунин заявлял о привлечении средств через IPO «дочек», а после 2010 г. — и материнской компании). В 2009 г. РЖД должна погасить 14 млрд руб. облигаций (в обращении выпуски на 49 млрд руб.), также до конца 2009 г. ей надо вернуть $480 млн банкам-кредиторам.


Другие материалы по теме: