Рынок event-услуг: ужесточение конкуренции

В условиях финансовой нестабильности рынок event-услуг испытывает ужесточение конкуренции, что, как полагают эксперты, должно позитивно сказаться на развитии отрасли

На фоне финансового кризиса предприятия Свердловской области продолжают сокращать расходы, не связанные напрямую с основной деятельностью. Так, по данным Администрации Екатеринбурга, значительная часть организаций города вообще отказалась от проведения новогодних корпоративных мероприятий, перенаправив высвободившиеся средства на другие, более важные, цели. Сокращение нецелевых расходов организаций тут же сказалось на event-компаниях, для которых период новогодних праздников является наиболее прибыльным.

Отметим, к числу event-фирм можно отнести концертные компании, компании по организации корпоративных мероприятий, семейных торжеств, рекламных и маркетинговых акций. Также на рынке можно выделить пласт агентств, которые называют себя «фирмами по организации праздников», в реальности же занимаются лишь продажей сопутствующих услуг и товаров.

«Сегодня event-фирмы уже ощутили на себе следствие кризисных явлений в экономике. Значительная часть предприятий заказывали новогодние мероприятия еще в сентябре-октябре, но в связи с экономической нестабильностью многие из них вообще отказались от проведения корпоративных праздников, ряд организаций сократили финансирование этого мероприятия на 25—50%», — сообщила ведущий специалист комитета по организации бытового обслуживания населения Администрации Екатеринбурга Анна Саламатова.

Как сообщила в ходе круглого стола «Праздничная индустрия на Урале: прогресс или застой? Актуальные проблемы event-рынка» директор Уральского праздничного портала «PRAZDNIK-LAND.RU» Наталья Скороходова, количество только агентств по организации праздников в Свердловской области в 4—9 раз превышает количество таких фирм в соседних областях.

«По данным на 15 ноября, в Свердловской области насчитывается порядка 179 праздничных агентств, в Тюменской области их всего 20, а в Челябинской — порядка 40. Кроме того, в Свердловской области 974 организации, занимающиеся оказанием сопутствующих услуг (пиротехника, фитодизайн, техническое оснащение, декор, транспорт и прочее). В Тюменской и Челябинской областях сопутствующие услуги оказывают 57 и 160 компаний соответственно», — резюмировала Н.Скороходова.

По данным портала, прирост количества event-фирм в Свердловской области в 2008 году составляет 39,5%, в связи с этим среди праздничных агентств уже наблюдается достаточно высокая конкуренция, а нестабильная ситуация на рынке лишь привела к ее ужесточению.

Конкуренция среди event-фирм ужесточается

Сейчас ряд фирм сокращает свои комиссионные, чтобы низкой ценой привлечь оставшихся заказчиков. Как отмечает ряд экспертов, стоимость проведения мероприятия, выставленная event-компанией, снижается день ото дня. Это говорит не только о кризисной ситуации на event-рынке, но и о завышенных комиссиях фирм. Так, например, в прайсе одной из event-компаний «Шоу барабанов» стоит 45 тыс. рублей, а в другой — 35 тыс. рублей, то есть разница в цене составляет почти 30%.

«Компании по организации праздников достаточно болезненно переживают сокращение расходов клиентов. На event-рынке началась «нездоровая» конкуренция. Снижение спроса породило снижение стоимости услуг, и Администрация Екатеринбурга со своей стороны опасается, что подобное снижение цены приведет к ухудшению качества оказываемых услуг», — прокомментировала А. Саламатова.

Усиление конкуренции между event-фирмами отмечают не только администрация города и участники рынка, но и потребители предлагаемых услуг.

«В условиях финансового кризиса многие компании сократили расходы на развлечения. Данный факт подтверждается ростом конкуренции на рынке event-услуг, я полагаю, что в дальнейшем эта ситуация будет только усиливаться», — сообщила руководитель отдела по связям с общественностью Уральской палаты недвижимости Татьяна Ковтуновская.

Схожей точки зрения придерживается и пресс-секретарь ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» Елена Спиридович.

Эксперты ждут от обострения конкуренции среди event-компаний лишь положительных результатов. По их мнению, сложившаяся ситуация позволит перейти на новый качественный уровень услуг.

«Сложившаяся ситуация в итоге положительно скажется на уровне предоставляемых услуг: теперь event-фирмам, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, необходимо предлагать своим клиентам эксклюзивный материал, ведь пока они привыкли предоставлять стандартные услуги. Так как цену сделать ниже, чем она есть, уже вряд ли получится, наконец-то начнется конкуренция в креативности», — отмечает Анна Саламатова.

Event-рынок сегодня: «обычность», «стандартность», «шаблонность»

На данный момент качество оказываемых event-компаниями услуг по-прежнему оставляет желать лучшего. Как правило, большинство фирм по организации праздников не утруждают себя разработкой эксклюзивного сценария и не заботятся о результатах мероприятия. Их целью по-прежнему остается зарабатывание денег, а не предоставление качественных услуг.

«Еvent-рынок Екатеринбурга располагает довольно стандартным набором услуг. Креатив чаще приходится придумывать самим, и если под него находят исполнителя, то можно считать, что компания поработала хорошо», — заявляет Елена Спиридович.

«На сегодняшний день event-фирма — это только посредник между заказчиком мероприятия и творческими коллективами. На рынке праздничных услуг ощущается нехватка креативного подхода, сами фирмы не заботятся о результатах мероприятия. Эксклюзивные услуги обходятся очень дорого, а услуги по приемлемой цене стандартны. Стоимость не соответствует качеству оказываемых услуг. Сегодня организацией праздников занимаются все кому не лень, на данном этапе развития этот рынок сложно назвать цивилизованным», — добавляет Татьяна Ковтуновская.

«Обычность», «стандартность», «шаблонность» — на сегодняшний день это основные термины, характеризующие данный рынок. Еvent-бизнес области находится в стадии кризиса. Кризиса комплексного менеджмента, в первую очередь», — отмечает руководитель event-проектов Телекоммуникационной группы «МОТИВ» Влада Печорская.

«По итогам прошлого года на event-агентства поступило свыше 120 жалоб по качеству обслуживания. Причем потребители жаловались как на мелкие фирмы, так и на крупнейших игроков рынка», — заявила Анна Саламатова.

В Администрации города подобную ситуацию связывают с тем, что компании по организации праздников практически не отказываются от мероприятий, даже если у них не хватает материальной базы. В итоге вынуждены в последний момент искать подрядчиков, ведущих, коллективы; соответственно, от этого сильно страдает качество мероприятия.

Последствия недобросовестности на event-рынке

В числе главных последствий недобросовестного отношения event-компаний к своим клиентам можно назвать отказ многих предприятий от услуг фирм по организации праздников и проведение мероприятия собственными силами. Это связано с тем, что затраты на организацию мероприятий сторонней компанией оказываются в разы выше себестоимости его проведения. Нередко организация, заказав проведение мероприятия у event-агентства, впоследствии предпочитает, миновав его как посредника, заказывать лишь конкретных специалистов: ведущих, музыкальные коллективы, артистов.

«Зачастую качество услуг event-фирм не удовлетворяет нашим требованиям, цена за работу завышена и не соответствует качеству оказанных услуг. Мы стараемся сами заниматься организацией подобных мероприятий, нанимаем для этого музыкальные и творческие коллективы, артистов екатеринбургских театров. Это позволяет не только значительно экономить денежные средства, но и добиваться наиболее эффективного решения поставленных задач», — отмечает главный специалист службы рекламы и PR ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший Вкус» Лилия Жданова.

Стоит отметить, что халатное отношение многих event-компаний к своей деятельности в последнее время негативно сказалось и на них самих. Редкие компании по организации праздничных мероприятий оформляют договора с заказчиками. У большинства организаций этого сегмента рынка даже нет юридического лица. Поэтому на event-рынке Екатеринбурга началось развитие «потребительского экстремизма».

Как сообщают в Комитете по организации бытового обслуживания населения Администрации Екатеринбурга, к ним регулярно поступает информация о недобросовестных предприятиях, которые не расплачиваются или не полностью расплачиваются за оказанные им event-услуги.

Выводы

Подводя итоги, можно констатировать, что, несмотря на значительное количество игроков, event-рынок Екатеринбурга по-прежнему находится на стадии становления. Условием его дальнейшего развития, как и любой другой конкурентной среды, станет укрупнение компаний и повышение качества услуг. Нерентабельные агентства будут вытесняться с рынка или поглощаться более крупными игроками. Эксперты полагают, что в ситуации финансового кризиса эти процессы активизируются и рынок очистится от недобросовестных игроков. Оставшиеся на плаву event-компании полностью легализуют свой бизнес, что приведет к более ответственному отношению сторон к заключению договора на оказание услуг.

В итоге конкуренция на этом рынке позволит стабилизировать положение и будет способствовать его развитию в цивилизованном русле.


Другие материалы по теме: