«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: «Пассажиры разлетелись»

16 декабря 2008 (08:34)

Аэропорты УрФО фиксируют снижение спроса на авиаперевозки

Региональные авиаперевозчики начинают терять пассажиров. По итогам ноября о сокращении пассажиропотока на 26% сообщил тюменский Utair. В итоге компания была вынуждена уменьшить частоту рейсов Тюмень-Москва и закрыть направление Сыктывкар-Нарьян-Мар. Зафиксировало снижение пассажиропотока на 14% и ОАО «Аэропорт Рощино» (Тюмень). Отраслевые эксперты объясняют это спецификой региона — основу пассажиропотока составляют работники нефтяного сектора, в котором наблюдается существенное сокращение инвестпроектов.

Как заявил на форуме «Нефтегазовый сервис и оборудование» в Тюмени первый заместитель генерального директора авиакомпании Utair Владислав Кравченко, по итогам ноября 2008 года компания зафиксировала сокращение пассажиропотока на своих рейсах на 26%. «Снижение было очень резким. Билеты не покупают не только за 90 дней до вылета, но за неделю. На новогодние праздники загрузка самолетов едва достигает 50%», — добавил господин Кравченко. Он объяснил это снижением платежеспособности населения на фоне продолжающегося финансового кризиса. По словам Владислава Кравченко, в декабре «ситуация начала выравниваться». «Все-таки накануне новогодних каникул спрос стал понемногу расти», — отметил он. И хотя ожидается, что по итогам года авиакомпания покажет рост, темпы его будут существенно ниже. Так, по данным пресс-службы Utair, за 11 месяцев 2008 года количество перевезенных пассажиров составило 3, 014 млн человек, что на 11, 6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. В то же время по итогам 11 месяцев 2007 года динамика пассажиропотока была +21%.

Снижение активности пассажиров в Тюмени зафиксировало и ОАО «Аэропорт Рощино». По словам генерального директора авиапредприятия Владимира Полякова, в ноябре нынешнего года сокращение пассажиропотока в аэропорту составило около 14% по сравнению с таким же периодом прошлого года. «Количество пассажиров уменьшилось фактически по всем направлениям, в том числе и по популярному московскому. Так, рейс Тюмень-Москва уже закрыла авиакомпания «Ямал», сократили частоту полетов в Москву Utair и «Аэрофлот»«, — сообщил господин Поляков.

В других крупных аэропортах УрФО также говорят о тенденции снижения темпов роста пассажиропотока, хотя и не таком высоком. Так, по данным пресс-службы аэропорта «Челябинск» (бывший «Баландино»), по итогам 11 месяцев 2008 года рост составил всего 3% (644, 96 тыс. человек), тогда как за аналогичный период 2007 года он был на отметке 20%. «У нас в ноябре было сокращение на 6% по объемам пассажиропотока по сравнению к темпам ноября 2007 года, по итогам же 11 месяцев прирост составил 9% (по итогам 11 месяцев 2007 года — 34% — «Ъ»)», — пояснила директор по связям с общественностью «Кольцово» Юлия Федотова. В частности, по ее словам, с декабря этого года об отказах от рейсов сообщили авиакомпании «Якутия» (маршрут Якутск-Екатеринбург-Краснодар), Utair (Екатеринбург-Сыктывкар-Нарьян-Мар), с декабря Sky Express сократил частоту полетов в Москву — с 21 до 15 в неделю, «Уральские авиалинии» закрыли рейсы в Якутск. Между тем, в «Уральских авиалиниях» отмечают, что пока снижения показателей по авиаперевозкам не зарегистрировали. «У нас они пока плановые. Более того, даже был показан неплохой рост», — сообщила пресс-секретарь компании Елена Спиридович. Отраслевые эксперты считают, что тюменский регион стал лидером падения пассажиропотока благодаря своей специфике. «Тенденция по сокращению пассажиропотока во втором полугодии характерна для всех регионов, но в Тюменской области она проявилась ярче всех. Дело в том, что доля туристов в общем пассажиропотоке незначительна. Чаще всего услугами авиакомпаний пользуются «командировочные». Поэтому при общем снижении деловой активности загрузка самолетов должна была упасть», — считает глава аналитической службы портала «Авиапорт. ру» Олег Пантелеев. А генеральный директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак считает, что тюменские авипредприятия раньше других почувствовали уменьшение спроса в связи с резким снижением объема работ нефтяных компаний, существенно скорректировавших свои инвестпрограммы (например, «Лукойл» уменьшил инвестпрограмму с $9 до $5 млрд — «Ъ»). «Так как весомая часть клиентов тюменских перевозчиков — все-таки работники предприятий нефтяной отрасли, то такие показатели вполне объяснимы», — отмечает господин Рыбак.

По мнению экспертов, в 2009 году стоит ожидать ухудшения производственных показателей и у других участников рынка. По прогнозам Министерства транспорта РФ, общее падение авиаперевозок составит около 10%. Отраслевые аналитики более пессимистичны. «По оценкам нашей компании, падение будет минимум 20%. Просто пока не отражается в годовой статистике», — считает господин Рыбак.


Другие материалы по теме: